«Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, то он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»
В. А. Сухомлинский
Принципиальная перестройка жизни нашего общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям со всей необходимостью обусловливает возрастание роли музыкального образования детей как важного элемента саморазвития их личной художественной культуры. ( Ю.Б. Алиев)
В наш сложный, скоростной век информационных технологий, мы взрослые, очень часто, погружаясь с головой в свои проблемы, не замечаем того, что наши дети нуждаются во внимании взрослых, порой даже в помощи специалистов. И этой помощью, я уверена, должна быть музыка.
«Что для моего малыша означает музыка?» - задавалась я вопросом каждый раз, видя его горящие глаза и смешной танец под ритмичную мелодию. У ребенка может быть много разных причин любить ее, о которых он, в силу своего возраста, даже не догадывается, но мы, взрослые, просто обязаны донести до своего чада всю пользу этой универсальной терапии.
Я работаю с детьми уже почти 40 лет, постоянно наблюдаю за их развитием, интересами. На своих занятиях большое внимание уделяю восприятию музыкальных произведений - слушанию музыке, и очень внимательно слежу за реакцией ребят, их отношению к услышанному. Все дети по разному реагируют на музыку, но абсолютно все к ней не равнодушны.
Не секрет, что музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя. Музыкальное произведение оказывает возбуждающее или успокаивающее воздействие. Оно может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.
Хочется сказать о важности воздействия музыки на детей всех возрастных групп и роли её в развитии мышления, воображения, внимания, памяти, воли, эмоциональной сферы, нравственно-эстетических потребностей, познавательных способностей.
Музыка отражает страницы истории. Знакомясь с музыкальными произведениями, ребенок получает ответы на многие интересующие его вопросы. То есть музыка несет информативный характер, что существенно повышает знания малыша об окружающем мире.
Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Кроме того, музыка объединяет детей в единые переживания, становится средством общения между ними.
2. На мой взгляд, музыка играет одну из главных ролей в формировании личности ребенка, так как способствует развитию вкусов и предпочтений, эмоций, интересов, которые впоследствии оказывают большое влияние на формирование взглядов и собственного «Я».
Музыка – это искусство, а любое искусство воспитывает, развивает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни. найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.
На формирование основ культуры ребенка большое влияние оказывает окружающая среда, которая позволяет познакомиться с разнообразной музыкой и научиться ее понимать и переживать.. .
Музыка – это голос жизни, он выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании.
Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. А связующим звеном между миром музыки и миром детства выступает педагог, основной задачей которого является заинтересовать ребенка различными видами музыкальной деятельности, выявить склонности и потребности, чтобы наиболее полно раскрыть все возможности ребенка.
Современные исследователи доказали, что развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры следует начинать как можно раньше. Однако невозможно повысить музыкальность детей без специально организованного восприятия музыки. Этот вид деятельности называется «слушание музыки».
3. Основные задачи педагогов в музыкальном развитии ребенка
В своей работе мы ставим ряд специфических задач:
1. Воспитание любви и интереса к музыке.
Воспитательное воздействие музыки возможно только при развитии восприимчивости и эмоциональной отзывчивости.
2. Приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков области игры на детских инструментах, пения, ритмики.
3. Знакомство детей с различными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности с целью обогащения впечатления детей.
4. Развитие общей музыкальности детей, сенсорных способностей, чувства ритма, ладовысотного слуха, формирование певческого голоса и выразительности движений. Если в данном возрасте ребенка приобщать к активной практической деятельности, то произойдет становление и развитие всех его способностей.
5. Содействие начальному развитию музыкального вкуса. Получая представление и впечатление о музыке, ребенок в дальнейшем формирует избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
6. Развитие творческого отношения к музыке в деятельности такого рода, как импровизация попевок, передача образов в музыкальных играх и хороводах. Это способствует развитию самостоятельности, инициативы, а в целом музыкальности ребенка.
4. Психика ребёнка и музыка
Эти два понятия не так уж далеки друг от друга, как кажется на первый взгляд. Музыка и психология имеют общий объект - человека. Музыка оказывает влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка.
Работая музыкальным руководителем в ДОУ, я всё чаще осознаю, что в работе с детьми мне помогают не только знания, полученные в моей профессиональной музыкальной сфере, но и психологические познания, данные мне педагогами в университете. Музыка и психология оказались для меня неотделимыми друг от друга и одинаково важными в развитии маленького человека...
Я работаю музыкальным руководителем в детском саду и веду кружок «Музыкальная гостиная» и очень рада , что ко мне всегда с удовольствием приходят дети. Приходят и спрашивают: «Мы будем сегодня слушать музыку?» Конечно будем!! Потому что музыка для современных малышей не просто наслаждение, а порой и лекарство, которое действует почти всегда положительно. И это музыка: красивая, берущая за душу, веселая, народная, просто, правильно подобранная для каждого занятия.
Большой радостью в нашем детском саду было приобретение интерактивного экрана. Теперь мы можем детям и педагогам показать настоящий оркестр, познакомить и прослушать каждый музыкальный инструмент, увидеть дирижера. Смотреть уроки тетушки Совы и Мажор Мажорыча, а главное, наблюдать за реакцией наших детей. Это просто здорово! А еще лучше, когда ребята просят еще раз прослушать музыкальное произведение или просмотреть его на экране, слушая музыку и любуясь красотой нашей природы, красотой нашей России.
Я считаю, что занятия в «Музыкальной гостиной» должны приносить детям не только радость, и положительные эмоции, но и производить оздоравливающий эффект, создавать возможность для самовыражения. Потихонечку, постепенно готовя ребят к переходу в большую жизнь, к поступлению в 1 класс.
С этой целью я использую элементы музыкотерапии и психогимнастики. Особенно эти занятия принесут большую помощь нашим будущим первоклассникам. Дети к 7 годам уже самостоятельны, имеют свое мнение, выражают эмоции. А также могут быть очень зажаты, закомплексованы, неуверенны в себе, либо наоборот очень активны, возбуждены и крикливы. Сколько сейчас гиперактивных ребят! Вот здесь и нужна наша помощь, особенно 6-7 летним детям, будущим первоклассникам.
5. Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод.
Какую музыку должны слушать дети?
Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе. Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это может быть, к примеру: 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, колыбельные песни. Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение — сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. А для детей с синдромом угнетения (не активным, мало подвижным) полезны произведения в быстром темпе Моцарта, Шуберта, Гайдна.
В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Я всегда обращаю внимание уважаемых мам и пап на то, чтобы они обратили внимание на своего ребенка, какая музыка ему по душе? Своим родителям я рекомендую новый день начинать с музыки - утром взбодриться, перед дневным сном- спеть спокойную песенку или дать послушать расслабляющую мелодию , а на ночь любимую муз. сказку, колыбельную, их (колыбельные песенки) дети очень любят.
По мнению медиков, слуховой аппарат детей природой приспособлен только для рассеянного звука. Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
Музыкотерапия противопоказана:
* Детям с предрасположенностью к судорогам.
* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
* Больным отитом.
* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.
Своим родителям я предлагаю список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:
– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса
– Для уменьшения раздражительности – музыка Баха, «Лунная соната» Бетховена. «Детский альбом» П.И.Чайковсого.
– Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта..
– Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
- Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского
Музыку Моцарта можно и полезно слушать всем ребятам и взрослым!
Сейчас у родителей большой выбор — они могут покупать CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Диски так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»… очень приятное лекарство. Даже в интернете можно послушать любое, полюбившиеся вами произведение ,да ещё со сменой красивых иллюстраций. Детям это очень нравится и мамам полезно!
Хочется сказать:
«Дорогие мамы, слушайте музыку вместе с ребенком , наслаждайтесь ей, расслабляйтесь, ведь и мамам просто необходим хороший отдых!
Пусть музыка будет с вами везде и всегда, как во время уборки, так и в машине, играйте с ребенком в музыкальные игры, заинтересуйте его разными ритмами и новыми звуками и, конечно же, танцуйте с ним под весёлый зажигательный танец , но и не забывайте спеть колыбельную на ночь. И помните - ребенок запоминает только то, что ему интересно. Пусть ваш ребенок будет раскованным, добрым и спокойно пойдет в школу, а мы в детском саду сделаем для этого все возможное.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что музыка имеет очень важное значение в развитии ребенка как личности. С самых первых дней жизни она помогает всесторонне развиваться малышу: учиться разговаривать, формировать восприятие окружающего мира, тренировать память и внимание, развивать воображение и мышление, строить взаимоотношения в коллективе. В дальнейшем все эти умения и навыки, полученные в дошкольном возрасте, окажут большое влияние на такой важный шаг в жизни ребенка ,как переход из детского сада в школу, в 1 класс.
Следует помнить, что в руках мастера-педагога музыка будет подобна инструменту ювелира, который постепенно, шаг за шагом превращает неграненый алмаз сознания ребенка в бриллиант.