Цель обучения плаванию –
подготовить ребенка к жизни,
деятельности в разных условиях.
Древние философы, говоря о бесполезных людях, подчеркивали: «Они не умеют ни читать, ни плавать», то есть умение свободно держаться на воде, приравнивалась к грамотности, и считалось неприемлемым условием полезного для общества человека.
Плавание – способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка.
При систематических занятиях у детей развиваются все основные группы мышц, что способствует сохранению правильной осанки.
Не вызывает сомнения оздоровительная направленность плавания.
Оно широко применяется как средство закаливания и профилактики ряда заболеваний и как средство коррекции функциональных отклонений.
В результате систематических занятий плаванием более совершенными становятся сердечно-сосудистая и дыхательные системы, лучше развиваются и отдельные физические качества.
Плавание поможет предупредить многие проблемы со здоровьем!
ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ,
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА НЕ БОЯТЬСЯ ВОДЫ?
Многие родители, зная, что плавание очень полезно для здоровья и физического развития, стараются как можно раньше научить ребенка плавать. И многие при этом испытывают трудности. Постараемся в этой статье дать совет, как преодолеть этот барьер.
Беспокойство взрослых за детей, не умеющих плавать, вполне обосновано - ежегодная статистика несчастных случаев на воде достаточно высока. При этом большинство из них происходит из-за неумения детей плавать.
Так как же оградить ребенка от несчастного случая на воде?
Есть только единственный способ - научить его плавать, чтобы вода стала для него родной стихией. Понимая это, нельзя принимать решение приступить к занятиям по плаванию с ребенком немедленно. "И малышу польза, и нам спокойнее", - резонно заключаем мы, взрослые, чувствуя в себе неожиданный прилив сил. Решительно взявшись за дело, вдруг обнаруживаем, что ребенок отчаянно сопротивляется и ничуть не разделяет нашего педагогического порыва. Почему? Он боится воды!
Итак, начнем с того, как тело человека может плавать.
В целом, тело человека тяжелей воды, так как состоит преимущественно из нее. Что же позволяет человеку не тонуть? Конечно воздух! А воздух у нас находится, в основном, в легких, и немного его есть в кишечнике. Поэтому, пока мы дышим, мы будем держаться на воде.
Теперь давайте разберемся, почему человек тонет на воде? И, вообще, почему одни тонут, а другие нет? Когда не умеющий плавать человек попадает в воду, то он оказывается в нестандартной для его мозга ситуации, да к тому же еще таящую смертельную угрозу. Человеком овладевает сильнейший страх, который перерастает в панику. Этот панический страх заставляет человека приложить максимум усилий для поднятия тела из воды. Через три минуты расходуется весь запас сил. После этого человек может утонуть.
Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.
Очень часто виновниками возникновения детских страхов становятся взрослые. Постоянно тревожась за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, они невольно заражают своими страхами и детей. Вообще неправильное воспитание - это одна из наиболее распространенных причин. Например, педагоги и родители слишком эмоционально реагируют на каждую неудачу ребенка в обучении плаванию. Могут назвать его «трусишкой», посмеяться, заставлять насильно что-либо выполнять и т.д.
Еще чаще бывают такие случаи, когда после первой неудачной попытки в обучении ребенок не хочет идти в бассейн, начинает капризничать, говорит, что он там утонет, что ему попадает вода в рот, в нос, уши. Вместо того, чтобы поддержать своего ребенка, объяснить, что эти неприятные ощущения пройдут, он к ним привыкнет, родители идут у него на поводу, разрешая ему не ходить в бассейн и остаться в группе. И так происходит многократно. В результате, когда у ребенка вдруг появилось желание пойти на занятие, он видит, что его сверстники выполняют уже более сложные, по его мнению, упражнения. Если ребенок мнителен, то у него закрепляется еще больший страх перед водой и напрочь уходит желание посещать бассейн.
Как же преодолеть чувство страха?
1. Приучать ребенка к воде нужно с помощью собственного примера. Дети всегда безгранично доверяют родителям.
2. Как можно больше играйте с ребенком в воде. Положительные эмоции - наши главные помощники!
3. Никогда не заставляйте ребенка делать что-либо в воде силой. Не давите на него.
4. Ни в коем случае не бросайте ребенка в воду. Мол, захочешь выжить - поплывешь. Ребенок еще больше будет бояться воды и потеряет веру в родителей.
5. Никогда не смейтесь над страхами ребенка.
6. Никогда не сравнивайте его с другими детьми, которые лучше плавают. (Вон Вася уже плывет, а ты что - хуже?) У ребенка возникнет комплекс неполноценности.
7. Не показывайте ребенку свой страх (особенно при первом посещении бассейна).
8. Не рассказывайте другим при ребенке о его страхах и опасениях.
9. Не обучайте технике плавания ребенка, пока ему не исполнится 6 лет. Купайтесь вместе с ним, играйте, резвитесь, плескайтесь, а обучение доверьте специалисту.
Самое главное - будьте терпеливы! Со временем ребенок победит свои страхи, привыкнет к воде и начнет получать удовольствие от плавания. Раньше или позже - не имеет значения. Главное - РЕЗУЛЬТАТ!
Есть ли средство от страха? Конечно! Оно - в нас самих, в наших детях, в нашем воспитании, отношении к людям, к жизни. Наш главный эликсир - это наша воля, умение держать себя в руках, контролировать свои поступки и эмоции. В этом мы должны убедить наших детей, и тогда все будет хорошо!
Значения плавания в жизни детей дошкольного возраста.
Плавание в детском саду.
Плавание - одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка - содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки.
Плавание - мощный эмоционально-положительный фактор, который позволяет решать важные задачи. Способствует коррекции нарушения осанки, предупреждает плоскостопие, способствует снятию мышечного тонуса, развивает координацию, ритмичность движения, увеличивает двигательные возможности организма. Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Оказывает мощное закаливающее действие.
Основной целью занятий является обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребенка осознанию занятий физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития.
На занятиях решаются задачи по формированию:
- навыков плавания;
- бережного отношения к своему здоровью;
- навыков личной гигиены;
- умение владеть своим телом в непривычной среде.
Какое же влияние оказывают занятия плаванием на организм ребёнка?
Плавание способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов. Особенно оно полезно для тех детей, которые чрезмерно возбуждены. Температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, делают ребенка более спокойным, обеспечивают крепкий сон.
Во время погружения в воду и плавания создаются своеобразные условия для работы сердца и всей сердечно-сосудистой системы. Во время плавания, обычного купания или только пребывания в воде происходят изменения в составе крови.
Плавание закаляет организм человека, повышает его стойкость против температурных колебаний и невосприимчивость к простудным заболеваниям. Вода оказывает на кожный покров как механическое, так и термическое воздействие. Она смывает с кожи грязь, пот, кожное сало, верхний слой эпителия, т.е. очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи.
Плавание влияет на рост ребенка. Плавание – незаменимое средство для создания «мышечного корсета». Плавание – одно из средств лечения последствий переломов конечностей, заболеваний спинного мозга, связанных с расстройством двигательных функций. Занятия плаванием способствуют уменьшению лишних жировых отложений. В то же время у очень худых детей эти занятия способствуют увеличению подкожного жира, что вместе с увеличением силы и объема мышц улучшает осанку.
Организация занятий плаванием в детском саду.
Занятия по плаванию должны проводиться не ранее, чем через 40-50 минут после приема пищи и не позже чем за 1,5 – 2 часа до ночного сна. В условиях детского сада наиболее приемлемым временем для проведения занятий по плаванию считается:
время до обеда – с 8 часов 00 минут до 12 часов 00 минут;
Обучение плаванию проходит в форме подгрупповых занятий. Для занятий в бассейне детей разделяют на две подгруппы. В зависимости от возраста количество детей в подгруппах будет разным.
Обучение в ДОУ плавание проводится для каждой группы 2 раз в неделю.
- младшая группа занимается 15-20 минут;
- средняя группа - 20 -25минут;
- старшая группа - 25 минут-30минут.
- подготовительная группа - 30 -35минут.
Занятия в бассейне в нашем детском саду проводятся, начиная со второй младшей группы (3 года). Первое занятие проходит в форме экскурсии по бассейну, в ходе которой инструктор знакомит с правилами поведения в бассейне ( показывает детям, где и как нужно раздеться и переодеться, надеть купальную шапочку, как мыться под душем, ходить по обходной дорожке).
Обучение состоит из трех этапов:
- привыкание к воде;
- освоение воды;
- овладение плавательными движениями.
В нашем детском саду плаванию уделяется большое значение.
Данная работа осуществляется инструктором по плаванию;
О значении плавания для детского организма.
Плавание в бассейне детей раннего дошкольного возраста с целью их оздоровления и обучения практическим навыкам начали внедрять в нашей стране и за рубежом в 70 годы прошлого столетия (хотя на самом деле корни этого метода уходят в глубокую древность). Известно, сколь часто фиксируются несчастные случаи на воде, происходящие из-за того, что потерпевшие, в том числе дети, не умеют плавать. Если бы детей с ранних лет научили свободно держаться на воде и проплывать хотя бы небольшое расстояние, а также сформировали у них культуру поведения на воде, то многие были бы ограждены от возможного несчастья.
Вместе с тем основная цель обучения дошкольников плаванию — содействие их оздоровлению и закаливанию, обеспечение всесторонней физической подготовки. Купание, плавание, игры и развлечения на воде благотворно воздействуют на все системы организма.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Обучение плаванию рекомендуется начинать с подготовительных упражнений на суше. Это позволяет детям быстрее и правильнее осваивать движения в воде. Хрупкость и несформированность детского организма требуют тщательного учета способностей, склонностей, а главное — возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете половой принадлежности, возраста, уровня физического развития, состояния здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычке к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно найти наиболее эффективные приемы обучения плаванию. Методика обучения плаванию дошкольников опирается на основные дидактические требования педагогики и имеет воспитывающий и развивающий характер.
Задачи обучения плаванию по возрастным группам.
Вторая младшая.
- Учить детей не бояться входить в воду , научить плескаться в ней.
- Научить передвигаться в воде по дну бассейна разными способами на различной глубине.
- Учить погружаться в воду , открывать в ней глаза. Учить задерживать дыхание под водой , подныривать. Учить выполнять выдох в воду с погружением до носа . и с погружением лица , головы.
- Учить лежать на воде(на груди), держась руками за поручень, за руки преподавателя с поддержкой. Учить лежать самостоятельно.
- Учить выполнять скольжение на груди со вспомогательными снарядами.
При обучении детей младшего возраста плаванию большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков.
Обучение каждому плавательному упражнению (движению) требует от ребенка определенной готовности , поэтому оно сводится к игре.
Средняя группа
- Учить передвигаться в воде самостоятельно в разных направлениях , разными способами.
- Учить погружаться в воду , задерживать дыхание , подныривать под игрушку. Учить нырять и собирать предметы со дна бассейна .
- Учить выполнять выдох в воду с погружением лица ,головы.
- Учить лежать на воде с поддержкой преподавателя и самостоятельно.
- Учить скользить на поверхности воды на груди и на спине с помощью взрослого , и со вспомогательными снарядами.
- Учить выполнять движения ногами и руками на суше и в воде как при плавании кролем.
- Развивать физические качества: силу, выносливость, быстроту.
У детей среднего дошкольного возраста закрепляются умения и навыки плавания приобретенные на занятиях в младшей группе .Большое внимание в этом возрасте уделяется воспитанию у детей организованности и дисциплинированности. В обучении используются разнообразные упражнения для специальной подготовки и игры для освоения передвижений в воде . Игры для приобретения навыков погружения в воду.
Старшая группа.
- Учить погружаться в воду на более длительное время.
- Учить выполнять выдох в воду ( чередовать вдох над водой с выдохом в воду).
- Учить скольжению. На груди .на спине отталкиваясь ногами от дна и стен бассейна.
- Учить скользить в сочетании с выдохом в воду.
- Учить координационным движениям ногами в воде . опираясь на руки , лежа на спине и на груди.
- Учить движениям ногами в скольжении на груди . на спине (по типу кроля) с подвижной опорой ( доски) и без нее.
- Обучение координационными возможностям в воде . учить движениям руками в плавании на груди и спине.
На занятиях в старшей группе включают в себя: упражнения и игры для развития кистей ,дыхательные упражнения , упражнения для специальной подготовки , игры для овладения навыков скольжения, игры –эстафеты.
Игры и развлечения на воде
Игры на воде помогают решать ряд педагогических задач. Игра воспитывает волевые качества ребенка, чувства товарищества и коллективизма. Развивая и укрепляя организм, она закрепляет и совершенствует навыки плавания. Повышая эмоциональность занятия, игра используется как отдых и развлечение. Однако надо отметить и некоторые отрицательные моменты. Увлекшись процессом игры и стремясь выйти в победители, дети перестают следить за точностью выполнения элементов плавательных движений, выполняют их неверно. Многократное повторение неправильных (с точки зрения техники плавания) движений может привести к тому, что они станут привычными. Поэтому игры, применяющиеся для закрепления какого-либо навыка, должны быть составлены так, чтобы правильное выполнение движения было главным условием.
Простые бессюжетные игры проводятся в основном с новичками, чтобы они увереннее чувствовали себя в воде и научились передвигаться. Когда эта цель достигнута, можно переходить к сложной игре с сюжетом и элементами состязания.
Объяснение правил игры должно быть кратким и образным. Если движения сложны, то рассказ сопровождается показом. Сначала нужно проиграть игру на берегу, а уж потом в воде. Нельзя удалять из игры отдельных участников до ее окончания.
Плавание — дело семейное
Плавание является эффективным укрепляющим и оздоравливающим средством для всех членов семьи, начиная от самых маленьких и заканчивая самыми старшими.
В воде человек обретает спокойствие и уравновешенность, стрессы и волнения отсутствуют, количество семейных ссор и скандалов существенно уменьшается.
Занимаясь в воде с детьми, Вы не только помогаете им расти здоровыми, но и ненавязчиво воспитываете их, т.к. в самом процессе занятий формируются такие качества, как дисциплинированность, целеустремленность, сила воли. А ведь именно их порой так не хватает детям.
Вы лучше узнаете своего ребенка, научитесь понимать друг друга, станете более дружными.
Итак, хотите быть здоровой и дружной семьей?
Плавайте и учите плавать своих детей!