При проектировании оздоровительной физкультурно-оздоровительной среды необходимо обеспечить:
- эколого-гигиенические условия;
- достаточные площади для самостоятельной двигательной деятельности с учётом отведённого в режиме дня времени для движений, интересов и возможностей каждого из детей;
- условия для занятий физическими упражнениями;
- необходимое физкультурное оборудование и инвентарь, периодичное его обновление и изменение.
Развивающая физкультурно-игровая среда включает:
- достаточные площади для движений и игр в помещении и на участке, личное пространство для отдыха и уединения детей;
- физкультурный зал со стационарным оборудованием и переносным инвентарём;
- общую спортивную площадку на участке, групповые площадки, где необходимо иметь полосы препятствий, яму для прыжков, беговые дорожки, место для подвижных игр, оборудование для основных движений, эколого-оздоровительную тропу, ледяные дорожки для скольжения;
- места для выполнения контрольных физических упражнений при диагностике двигательного развития детей;
- оборудованные площадки для спортивных игр в баскетбол, волейбол, футбол, городки;
- велосипедную (лыжную) дорожку на участке и за его пределами;
- ближайшее природное окружение: зоны пересечённой местности, скверы и парки, тихие зелёные улочки, горка для катания на санках зимой, лыжня; близлежащие уличные перекрёстки для овладения правилами дорожного движения; несколько крупных физкультурных объектов (стадион, дворец спорта, ледовый дворец, физкультурно-оздоровительный комплекс), где дети должны побывать на экскурсии или посмотреть спортивные состязания;
- маршруты для прогулок-походов за пределы ДУ;
- спортивный инвентарь (санки, лыжи, коньки, самокаты, велосипеды);
- специально оборудованные зоны для коррекции отклонений в физическом и двигательном развитии: дорожки для коррекции стопы и осанки, роста, центр здоровья (где можно проверить осанку, рост, выполнить по желанию несколько физических упражнений с использованием массажёра, диска здоровья и других тренажёров;
- оборудованный центр «Осанка»;
- атрибуты (колокольчики, нагрудные знаки, плоскостные фигуры, детские бубны, шапочки для игр);
- инструментарий для измерения длины и массы тела, окружности груди;
- инструментарий для обследования двигательных умений детей;
- книги и репродукции о физкультуре и спорте;
- дидактический материал для свободной деятельности с учётом возрастных, поло-ролевых, индивидуальных особенностей, интересов, предпочтений детей, их исследовательских интересов (парные, разрезные картинки по темам «Моё тело», «Распорядок дня», «Предметы гигиены», «Движения», «Зарядка», «Мой дом», «Что полезно и вредно для здоровья» и др.);
- игровые физкультурные пособия для кукол (для отражения в игровой деятельности впечатлений от физкультурных событий).
К развивающей среде относятся не только предметы, пространство, но и люди. Взрослые должны служить эталоном здорового поведения, уметь создавать здоровьеразвивающие бытовые и игровые ситуации.
Например, отдельные виды диагностики целесообразно проводить в групповом помещении, чтобы ребёнок был не объектом, а субъектом взаимодействия с педагогом (медсестрой, врачом), получая при этом определённую информацию о своём «Я». У детей должна вырабатываться потребность следить за своей осанкой и периодически проверять её, самостоятельно выполнять упражнения для осанки и стопы.