" Речевое развитие на занятиях физической культурой "
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворять естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей.
На занятиях физической культурой помимо физических качеств нужно не забывать о речевом развитии у детей.
Так же на занятиях физической культурой мы развиваем не только крупную моторику, но и мелкую, которая отвечает за умственное развитие дошкольников, а в следствии развитие речи. Например, игра в «сухой бассейн» развивает не только мелкую моторику, а так же:
- Восприятие цветов;
- Понятие о количестве;
- Помогает чувствовать свое тело;
- Предотвращение страха.
На своих занятиях используются следующие приемы речевого развития:
- Стихотворное и музыкальное сопровождение упражнений, игр и игровых упражнений;
На лужайке поутру,
Мы затеяли игру. (Дети встают в круг)
Я подснежник, ты вьюнок (Подают по очереди левую и правую руку)
Становись скорей в кружок. (Встают в круг)
Раз, два, три, четыре, (4 шага вправо)
Раздвигайте круг пошире, (2 шага назад)
А теперь мы ручейки
Побежим вперегонки. (Бегут по кругу)
Прямо к озеру спешим
Станет озеро большим, (Расширяют и выравнивают круг)
Становитесь в круг опять
Будем в солнышко играть (Расцепили руки)
Мы веселые лучи (Потянулись вверх на носках)
Мы резвы и горячи. (Прыжки на двух ногах)
- Различные речевки (на зарядках, в конце занятий);
На зарядку выходи
На зарядку всех буди.
Все ребята говорят:
Физзарядка- для ребят.
- Считалочки; Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее вон!
- Художественное слово;
Подвижная игра «Кот и мыши»
К- Мыши-мыши, где гуляли?
М- Сыр в кладовке воровали.
К- Почему остались крошки?
М- Тебе оставили немножко.
К- За такие вот делишки,
Мы накажем вас воришки.
М- Если хочешь наказать
Так попробуй нас догнать.
- Придумывание различных историй «Предлагаю вам по путешествовать. Идем по тропинке (узкая или широкая?) Внезапно пошел дождь и нужно передвигаться по кочкам (какие кочки?)».
- За частую в конце занятий вспоминаем, что выполняли, каким цветом был мячик, формой, высотой, так же это обговаривается во время занятий.
- Фольклорный материал;
- Потешки;
- Прибаутки;
- Русские народные песни.
«Малыши крепыши
Вышли на зарядку,
Малыши, крепыши
Делают зарядку.»
- Слова заклички в подвижных играх;
Гуси- гуси (Га-га-га),
Есть хотите (Да-да-да),
Ну летите (Нет-нет-нет),
Серый волк под горой не пускает нас домой!
Ну летите как хотите, только крылья берегите!
- Отговаривание правил подвижной игры;
- Речевые приемы при зарядке и в водной части (Ходьба в полном приседе, дети шипят как гуси; ходьба с высоким подниманием колен, цокаем как лошади).
- Различные виды расчета (1-2-3, моряки-матросы, красные-синие);
- Дыхательные и пальчиковые гимнастики;
Проведи глазами влево,
И скажи соседа слева,
А теперь ты вправо проведи
И соседа справа прошепчи,
Посмотри ты в потолок
Свое имя назови дружок.
- Приветствия на соревнованиях (Команда напротив: Физкульт- ура!);
- Загадки на различные темы;
Соберем команду в школе Мне друзья сказать не лень
И найдем большое поле, «С добрым утром» «Добрый день»
Пробиваем угловой А потом еще при встрече
Забиваем головой, Говорю им…
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы…
Повторяя игры на улице, играя и проговаривая слова, ребята научатся хорошо и правильно говорить.