Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста

Дата: 14 января 2019 в 18:54, Обновлено 3 февраля 2020 в 19:42

Картинки по запросу нормы речевого развития ребенкаУмение правильно говорить – является одним из наиболее важных элементов психического развития человека. Но становление этого навыка может происходить как стандартным, так и совершенно необычным образом. При этом очень важно помнить, что речь тесно связана с формированием внимания, памяти, мышления и воображения.

Само понятие «возрастные нормы речевого развития детей» включает в себя не только количество выговариваемых ребенком слов и их правильное произношение. Сюда же относится и умение составлять словосочетания, предложения, распознавание местоимений, изменение слов по падежам, умение связно пересказать рассказ, сказку.

Важна также оценка словарного запаса ребенка – необходимо учитывать количество как активных (которыми он пользуется), так и пассивных форм (не пользуется, но понимает).

В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное, несмотря на наличие разнообразных таблиц, отображающих речевые навыки детей в дошкольном возрасте.

К концу 1-ого - началу 2-ого года ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи.

Около 1,5-2 лет дети начинают говорить отдельными короткими фразами.

Речь продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых была четкой, правильной, без длинных и сложных фраз, одним словом, служила бы образцом для подражания.

К 2 годам активный словарь, т.е. те слова, которые ребенок активно использует в своей речи, уже насчитывает примерно 250-300 слов,

а к 3 годам он быстро увеличивается и достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.

К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. Наряду с этим, в данном возрасте уже можно заметить неправильное формирование отдельных звуков, например, межзубное произношение свистящих согласных звуков [с, сь, з, зь, ц], заднеязычное произношение звука [р]. Многим родителям почему-то очень хочется, чтобы их малыш как можно быстрее начал произносить именно звук [р], при этом они не учитывают особенности артикуляционного аппарата ребенка. Часто в этом возрасте у ребенка еще недостаточно натренированы мышцы кончика язычка и звук [р] получается при смыкании задней части языка и мягкого неба. Звук при этом получается горловой. Этот звук - неправильный и достаточно трудно поддается исправлению. Для правильного произношения звука [р] необходим хорошо натренированный кончик языка, который может легко вибрировать за верхними зубами и достаточной длинная подъязычная связка, которая дает возможность язычку легко подниматься к небу.

В период  с  3 до 4 лет - словарь возрастает от 800 до 1900 слов.

К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения.

Нормы появления звуков в речи ребенка:

На этапе первых слов и первых фраз мы не заставляем малыша произносить все звуки четко. Мы добиваемся правильного произношения звуков «раннего онтогенеза», т.е. звуков, которые у ребенка уже должны были сформироваться в этом возрасте.

  Специалистами определена  следующая норма появления звуков в речи ребенка:

  • 1-2 года: гласные а, о, э; согласные б-бь, п-пь, м-мь;
  • на 3-ем году жизни: гласные ы, у, и; согласные в, ф, т, д, н, к, г, х и их мягкие пары;
  • 3-4 года: с-сь, з-зь, ц;
  • 3-5 лет: ш, ж, ч, щ;
  • 5-6 лет: л-ль, р-рь.

     В норме к 6 годам дети правильно произносят все звуки в составе слов и предложений.

Таким образом, онтогенез появления согласных звуков в речи выглядит так: п, б, м, н, в, т, д, к, г, ф, х, с, з, й, ц, ш, ж, ч, щ, л, р.

Если у ребенка формируется искаженное произношение звуков (например, горловой звук р или межзубный с), если ребенок шепелявит, заикается или картавит, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Искаженный звук не должен укрепляться в речи.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.