Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

« Дифференцированный подход к воспитанникам при организации физкультурно-оздоровительной работы »

Дата: 1 ноября 2021 в 12:11, Обновлено 2 ноября 2021 в 21:25

    Индивидуальный подход с точки зрения дидактических соотношений понимается как  основной процесс обучения, а дифференцированный подход – как конкретная форма организации обучения, предоставляющая оптимальные условия для реализации этого принципа.

      Дифференцированный подход предполагает деление детей на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных  типических особенностях, что позволяет педагогу осуществлять обучение, различное по объёму, сложности, методам и приёмам работы. В качестве критериев создания таких групп учитывают следующие показатели:
- уровень  физической подготовленности детей, под которым понимается уровень двигательных умений и навыков; физических качеств, необходимых для овладения новым учебным материалом;
- типологические особенности высшей нервной деятельности;
- состояние здоровья  детей;

- пол детей.

      В области физического воспитания индивидуализация физических нагрузок имеет особое значение, так как перегрузка функциональных систем организма, как и их недогрузка, отражается на здоровье детей, их отношении к двигательной деятельности в целом. 

  1. Индивидуально-дифференцированный подход с учётом состояния здоровья детей.

Здоровье ребёнка является интегральным показателем. Оно закладывается в раннем детстве и определяется сочетанием генетических, в том числе анатомо-физиологических, факторов и влиянием на него условий окружающей среды.

    Комплексная оценка состояния  здоровья достигается  использованием пяти признаков:

  • уровень гармоничности физического развития;
  • резервные возможности основных физиологических систем;
  • уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма;
  • наличие или отсутствие хронических заболеваний;
  • уровень волевых и ценностно-мотивационных установок.

В соответствии с этими показателями дети подразделяются на пять групп здоровья:

1) здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций;

2) здоровые дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженная сопротивляемость заболеваниям;

3) больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохранёнными функциональными возможностями организма;

4) больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями организма;

5) больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма (проходят лечение и оздоровление в специальных медицинских учреждениях).

В учреждениях дошкольного образования дети второй, третьей и четвёртой групп здоровья нуждаются в индивидуальном подходе на физкультурном занятии.

 Освобождение детей от физкультурных занятий неоправданно. Это приводит к утрате условно-рефлекторных связей моторно-висцеральных рефлексов, задержке развития основных двигательных способностей, ослаблению самогенетических механизмов и тем самым к удлинению сроков реабилитации и к более позднему биологическому выздоровлению.

   На занятии для ослабленных детей не рекомендуется:

  • резкое увеличение или уменьшение физической нагрузки;
  • бег должен  постепенно переходить в ходьбу;
  • во время бега следует избегать внезапных остановок.

Обратить внимание:

  • во время выполнения общеразвивающих упражнений при изменении положения тела, особенно при переходе из положения стоя в положение лёжа  и наоборот у ослабленных болезнью детей наблюдается увеличение  частоты пульса, нарушается кровоснабжение мозга и может возникнуть головокружение. Поэтому в подборе исходных положений следует  соблюдать принцип постепенности: сначала предлагать детям упражнения лёжа, затем сидя и в конце занятия стоя;
  • осторожно включать в комплекс выполнение наклонов и поворотов;
  • для ослабленных болезнью детей сокращается число повторений интенсивных движений, особенно таких как прыжки (на месте, с продвижением в перёд, в длину и в высоту с разбега, со скакалкой), элементы акробатических упражнений («берёзка», «кораблик», «велосипед», «ласточка» и др.);
  • ограничивается участие детей в подвижных и спортивных играх (баскетбол, футбол, хоккей и др.), играх-эстафетах;
  • в связи с нарушением  функции терморегуляции и понижением иммунитета ослабленные дети  занимаются в обычной одежде.
  1. Индивидуально-дифференцированный подход с учётом физической подготовленности детей.

Особенности физической подготовленности детей также выступают основой  реализации  индивидуального подхода в процессе занятий физическими упражнениями. Особенно ярко выделяются дети с высокими и низкими показателями физической подготовленности.

   Дети с высокими  показателями физической подготовленности отличаются:

  • быстротой и уверенностью действий,
  • в случае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум усилий для достижения  намеченного результата,
  • умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действия;
  • при выполнении упражнений проявляют активность и самостоятельность, умение слушать педагога, выполнять его поручения и указания.

Дети дошкольного возраста с низкими показателями  физической подготовленности:

  • не прилагают усилий, чтобы качественно выполнить физическое упражнение;
  • в ситуациях, требующих решительности, энергичности действий, проявляют медлительность, недостаточную уверенность;
  • не способны преодолеть чувство страха;
  • им свойственно состояние угнетённости в связи с неудачами, неумениями подавлять в себе отдельные желания;
  • пассивность, безразличие.

Индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольников с учётом физической подготовленности предполагает индивидуальный подбор методов обучения и широкое использование дифференцированных двигательных заданий.

Задачи индивидуальной работы с воспитанниками с высоким уровнем физической подготовленности могут быть направлены на  совершенствование и дальнейшее развитие их двигательных способностей.

Этому способствует:

  • выполнение новых заданий в новых сочетаниях,
  • выполнение заданий из необычной исходной позиции (бег из исходного положения лёжа, сидя и т.п.);
  • выполнение заданий в новых условиях (встать у гимнастической скамейки и бросить мяч двумя руками, подлезать за ним под скамейку, догнать мяч и др.);

     На физкультурном занятии показ способа выполнения упражнений можно демонстрировать в нормальном темпе, объяснение давать в сжатой форме, делая ссылки на уже известные элементы, использовать частичный показ упражнения, выполнение упражнения по схеме, рисунку.

    Для детей с низкими показателями физической подготовленности эффективно:

  • замедленный показ упражнений с указанием, на какой элемент необходимо обратить особое внимание,
  • наиболее сложные упражнения им следует демонстрировать в разных плоскостях, многократно повторяя показ в процессе занятия;
  • использование заданий на специальное использование знаний в действиях, где каждый ребёнок в речи выражает всё то, что выполняет практически.

   Двигательные задания, с учётом уровня подготовленности детей, должны составляться для каждой подгруппы индивидуально.

Примерное содержание:

1-ый вариант. Дети получают задания одинаковые по содержанию, но разные по способу выполнения. Задание по обучению прыжкам в длину с места.

1 группа – выполнение прыжка с низкого приседа.

2 группа – прыжок отталкиваясь одной ногой от стены.

3 группа – прыжок из обруча в обруч.

2-ой вариант. Каждой подгруппе может быть дан разный по содержанию учебный материал, но одинаковый по способу выполнения. Например, задания по обучению детей подскокам на одной ноге.

1 группа – подскоки на одной ноге, перескакивая кубики.

2 группа – прыжки из обруча в обруч.

3 группа – подскоки на одной ноге.

3-ий вариант. Каждая подгруппа может получить задание разное по содержанию и способу выполнения:

          1 группа – прыжки с места на возвышенность.

          2 группа – прыжки в длину с места, перепрыгивая преграду.

          3 группа – подскоки на 2-х ногах, двигаясь боком вперёд.

  1. Индивидуально-дифференцированный подход с учётом пола детей.

Следует выделить различия:

  • средние результаты  мальчиков в беге, прыжках и метании превышают средние результаты девочек;
  • девочки лучше мальчиков выполняют упражнения на гибкость и равновесие;
  • у мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения: у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры), у девочек – игры с мячом, скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и т.п.), танцевальные упражнения;
  • сензитивные периоды развития двигательных способностей мальчиков и девочек не совпадают:

- для мальчиков младшей группы основные физические упражнения должны быть направлены на развитие скоростно-силовых качеств;

- для мальчиков средней группы – как на развитие скоростно-силовых качеств, так и на совершенствование выносливости;

- для мальчиков старшей группы – на развитие выносливости;

- для девочек младшей группы – в основном на развитие выносливости;

- для девочек средней группы – на развитие скоростно-силовых качеств;

- для девочек старшей группы – на комплексное развитие скоростно-силовых качеств и выносливости.

Учёт    половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями следует вести по нескольким направлениям:

  • подбор упражнений;
  • нормирование физической нагрузки;
  • методика обучения сложным двигательным действиям;
  • педагогическое руководство двигательной деятельностью детей.

Варианты физкультурных занятий с учётом пола детей:

  • одно из трёх занятий в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек;
  • физкультурное занятие проводится со всеми детьми группы, но часть двигательных заданий имеют  различия для девочек и мальчиков.
  1. Индивидуально-дифференцированный подход с учётом уровня двигательной активности детей.

     Важное значение в выполнении дифференцированных заданий принадлежит правильно подобранным методам обучения: наглядным, словесным, практическим.

Низкая ДА – больше, конкретно и полно необходимо предоставлять наглядность.

Средняя ДА – свободный показ с объяснением на какой элемент техники необходимо обратить внимание. Сложные упражнения могут демонстрироваться в разных плоскостях, много раз повторяя их в процессе занятий + дополнительные приёмы стимуляции их двигательной деятельности.

Высокая ДА – показ руководителем физвоспитания движения в нормальном темпе.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.