Методы и средства формирования национального самосознания дошкольников
В современном жизни ведется активная работа по изучению проблемы приобщения детей дошкольного возраста к своей национальной культуре. Мировая общественность обеспокоена агрессивным наплывом массовой культуры и утраты представителями разных народов духовной связи со своими национальными культурами.
Наибольшую остроту проблема приобщения детей к истокам белорусской национальной культуры приобретает когда речь идет о содержании представлений детей о том, что значит быть представителем определенной национальности, в какой мере доступно дошкольникам освоение культуры и понимание ее самобытности, а также каковы пути и средства приобщения детей к национальной культуре своего народа. В современной науке и практике особое значение уделяется роли собственной активности ребенка в познании окружающего мира.
Источником активности ребенка в значительной мере является предметная среда. Дошкольное учреждение имеет возможность целенаправленно организовать среду развития, направляя активность ребенка на приоритетные для процесса воспитания цели. В современных программах воспитания и обучения предметной среде, которая окружает дошкольника, уделяется большое внимание, однако нет прямых указаний на то, как использовать ее с целью развития национального самосознания.
Поэтому для начала необходимо определить, что же мы понимаем под национальным самосознанием. Это понятие применительно к детям дошкольного возраста рассматривается, как неотъемлемая часть любви к Родине и определяется, как осознание своей общности с определенным народом на основе представлений о его истории и культуре.
Национальная культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей выработанных народом в процессе исторического развития.
Национальное самосознание и приобщение к культуре предполагает активность со стороны не только взрослого, носителя этой культуры, но и ребенка, активно осваивающего ее посредством различных видов деятельности. Источником активности выступает среда, которая определяется как комплекс материально-технических и психолого-педагогических условий. Действенными средствами, позволяющими ознакомить детей с белорусской национальной культурой и реализовать себя как ее представителя, выступают:
- средства материальной культуры, такие как иллюстрированная библиотека устного народного творчества, наглядно-иллюстрированные материалы, отражающие быт, традиции и обычаи белорусского народа;
- элементы национального костюма, предоставленные детям для самостоятельной театрализованной деятельности;
- модели и макеты предметов национальной материальной культуры, предназначенной, как для рассматривания, так и для самостоятельной деятельности детей.
Перечисленные элементы предметно-развивающей среды, используемые в совместной деятельности детей с воспитателем, который выступает как носитель знаний и представитель национальной культуры, является эффективными при развитии национального самосознания детей.
Представления детей о белорусском национальном быте формируются в:
- ролевых играх;
- процессе просмотра и участия в различных обрядовых инсценировках («Вячоркі», « Гуканне вясны» и т. п.);
- рисовании (украшении рубах, поясов, фартуков и т. п. национальными узорами);
- лепке;
- художественно-речевой деятельности (прослушивании, пересказе белорусских народных сказок, их обыгрывании).
Таким образом, формирование национального самосознания дошкольников происходит через приобщение их к национальной культуре и расширение представлений детей о своей стране. Отражение этих представлений в играх, рисовании, лепке, находятся в прямой зависимости от разнообразия и насыщенности предметной среды ДУ: иллюстрированные белорусские народные сказки, книги о Беларуси; репродукции картин белорусских художников; игрушки с выраженными национальными признаками (мишка, кукла в национальном костюме); игрушки изображающие персонажей сказок (кот, петух, лиса, и т. д.); предметы ряженья (рубаха, кушаки, юбки, кокошники и т. д.); элементы белорусского быта (печь, утварь, интерьер избы); предметы народно-прикладного искусства и т. д.