Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Театрализованные игры в детском саду

Дата: 1 февраля 2020 в 21:24, Обновлено 1 февраля 2020 в 21:42

«Театрализованные игры в детском саду»

Консультация для педагогов

      Как известно, ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Театрализаванная игра – это особая игра, позволяющая ребенку перевоплатиться в образ героя, постичь его эмоции, настроения, особенности мимики и жестов, тонкости речи и голоса. Это неиссякаемый родник формирования ощущений, переживаний, эмоциональных открытий, средство приобщения к духовному богатству. Здесь ребенок постигает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, испытывает восторг, преодолевает трудности в общении, открывает в себе свое я.

   В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

   Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков.

Выделяют два основных типа театрализованных игр:

• Игры-драмматизации

• Игры- режиссерские

Игры драматизации основаны на действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты. А игры, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него принято называть режиссерскими. Основным средством выразительности здесь выступает интонация.

Игры – драматизации бывают следующих видов:

• Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.

• С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.

• Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.

• Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и проч. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим играм, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

Среди режиссёрских игр выделяют:

• Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок. Главное условие — устойчивость на поверхности и отсутствие помех при передвижении.

• Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки. Действия героев ограничены, а настроения передаются исключительно интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, создавая эффект сюрприза.

• Фланелеграф или магнитный театр. Действия игры происходят на экране из ткани или на магнитной доске.

• Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также свет лампы за ним. Герои игры — плоскостные (желательно чёрные) персонажи, которые отбрасывают тени, а также пальцы рук. • Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события. В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает, организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

       Многообразие видов театрализованных игр позволяет превратить любое занятие в увлекательный, творческий процесс. Театрализованные игры эффективны на любых занятиях и в различных видах деятельности. Для более успешной организации игры следует придерживаться следующих рекомендаций. Очень важно, чтобы по окончании игры дети были довольны как актёры, так и зрители.

• Внимательно слушать ответы и предложенные детьми варианты: наша задача поправить, если что-то идёт не так или ребёнок не совсем понял свою задачу. При отсутствии ответов переходить к действиям персонажа. Если видим, что ребёнок не совсем понимает, что именно от него требуется в роли персонажа, задать ему вопросы, которые помогут представить, как действует его герой, какое у него настроение и т. д.

• Стремиться вызвать радость после проделанной работы, находить для этого разные способы поощрения: аплодисменты, сладкие призы и др.

• В зависимости от возрастных особенностей дошкольников длительность игры может быть различной:

• Первая младшая: продолжительность игры не превышает 7 минут. Но если воспитатель планирует проведение серии игр, время увеличивается до 12–15 минут.

• Вторая младшая группа: обычная игровая деятельность составляет не более 7 минут, серия игр — не более 20.

• Средняя группа: игры проводятся от 7 до 20 минут.

• Старшая группа: от 7–10 до 25 минут. • Подготовительная группа: от 10 до 25–30 минут.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.