Министерство образования Республики Беларусь
Главное управление образования Гродненского облисполкома
Отдел образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района г. Гродно
Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка № 98 г. Гродно»
«Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования»
методические рекомендации по использованию инновационного
педагогического опыта в массовой образовательной практике
Авторы:
Федорцова С.В., заведующий, государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка № 98 г. Гродно»
Толкина Т.В., заместитель заведующего по основной деятельности, государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка № 98 г. Гродно»
Консультант:
Воронецкая Людмила Николаевна, доцент кафедры педагогики ФСПТ учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент
Гродно, 2019
Обобщение передового педагогического опыта: методические рекомендации / авт.-сост. С.В.Федорцова, Т.В.Толкина – Гродно
В предлагаемых материалах нашли отражение актуальные вопросы по теме «Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования».
Рекомендации адресованы методическим службам управлений (отделов) образования, преподавателям и методистам системы повышения квалификации, руководителям учреждений образования, педагогам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Научно-теоретические основания инновационной модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждении дошкольного образования
1.1. Концептуальные положения
1.2. Сущность инновационной модели
ГЛАВА 2. Условия и механизмы эффективности внедрения инновации
2.1. Выявленные условия эффективности внедрения инновации
2.2. Алгоритм внедрения инновации
2.3. Мониторинг процесса и результатов инновационной деятельности
ГЛАВА 3. Оценка эффективности результатов инновационной деятельности
3.1. Оценка результатов инновационной деятельности в учреждении образования
3.2. Результаты педагогических исследований педагогов в рамках данной инновационной модели
3.3. Ограничения и риски на применение предлагаемой инновации
Заключение
Список литературы по теме инновации
Приложение 1 --9
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире общая стратегия повышения качества образования задается государством, социумом и является приоритетной для достижения цели развития учреждения. Востребованность групп кратковременного пребывания: адаптационные, сезонные и игровые площадки, материнские школы, группы вечернего пребывания детей потребовала качественного изменения образовательной среды учреждений дошкольного образования. Однако, недостаточное программно-методическое обеспечение в группах кратковременного пребывания детей, а именно:
систематизированного комплекса условий;
разработанной стратегии и тактики педагогической деятельности;
плана образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей;
организованного образовательного процесса в соответствии с возрастом детей не позволяет организовать качественный образовательный процесс, направленный на реализацию запросов родителей в сфере образовательных услуг.
Между тем, важность программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания в учреждениях дошкольного образования не подлежит сомнению, что подтверждают нормативно-правовые акты Республики Беларусь (Кодекс Республики Беларусь об образовании, Положении об учреждении дошкольного образования от 25 июля 2011 г. № 150 и др.), ориентирующие на отражение в содержании дошкольного образования особенностей обучения воспитанников разного возраста, посещающих группы кратковременного пребывания.
Необходимость расширения диапазона развивающей образовательной среды для организации социального познания, ознакомления с природой, музыкальным и изобразительным искусством, активизации физкультурной и игровой деятельности воспитанников обусловили выбор темы инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования».
Для воплощения идеи разработки содержательного компонента программно-методического обеспечения необходимо:
определить кадровый ресурс;
выделить образовательные области, интегрированные в педагогическую среду;
обозначить интерактивные средства обучения и воспитания в новой образовательной среде.
Педагогическая практика показала, что на сегодняшний день недостаточно использовать только классическую, традиционную модель образовательной среды и педагогического сопровождения детей.
Актуальность внедрения новых программно-методических средств в образовательный процесс групп кратковременного пребывания в учреждениях дошкольного образования объясняется наличием противоречий между:
требованием социума в развитии, обучении и воспитании воспитанников разного возраста в группах кратковременного пребывания и отсутствием нужного программно-методического сопровождения;
методологическим представлением о целостности развития личности ребенка и не разработанностью содержания для образования детей разного возраста, посещающих группы кратковременного пребывания;
расширяющимся рынком образовательных услуг и их стихийным формированием в рамках ситуативной конъюнктуры, безотносительно к реальным потребностям субъектов образовательной системы в условиях дошкольных учреждений;
удовлетворения потребности практиков сферы дошкольного образования в программно-методическом обеспечении по взаимодействию с воспитанниками, осуществления их опережающего развития и отсутствием содержания образовательного процесса в группах кратковременного пребывания.
Для создания эффективной развивающей среды необходимо внедрять новые педагогические технологии, методические, дидактические новации, способствующие целостному развитию личности ребенка в условиях обогащения опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.
ГЛАВА 1. Научно-теоретические основания инновационной модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждении дошкольного образования
1.1. Концептуальные положения
Основой инновационного проекта являются научно-методические исследования, теоретические положения науки:
1. Концепция дошкольного детства как самоценного возрастного периода и амплификации (обогащения) специфических форм детской деятельности (игровой, художественной, познавательной практической) крупнейшего ученого в области дошкольного детства А.В. Запорожца.
Говоря о взаимосвязи познавательных и мотивационно - эмоциональных качеств, А.В.Запорожец открыл перспективы существенного обогащения содержания раннего воспитания и обучения, уделяя внимание не только на то, чего ребенок данного возраста способен достичь, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить. Известно, какую опасность представляет перегрузка, переутомление для состояния здоровья и дальнейшего хода детского развития.
2. Теории общения как средства культурного и социального становления личности (Н.А.Бернштейн, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов и др.).
По мнению ученых разновозрастная группа является одной из наиболее эффективных средств воспитания детей. Межвозрастное общение влияет на развитие эмоциональной сферы, воли, психических образований и выступает как способ организации совместной деятельности.
3. Теории вариативности интегрированных занятий.
По мнению ученых (М.Б.Зацепина, Т.С.Комарова, Л.Г.Савенкова, Н.П.Сакулина, В.Н.Шацкая, Б.П.Юсупова и др.) интегрированные занятия основаны на гуманизации их содержания и связаны с универсальной системой значений – синтезом. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности с использованием произведений музыки, литературы, живописи, объединяясь связующим элементом – образом. Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, повышая эффективность занятия, снимая переутомляемость и перенапряжение.
Слободчиков В.И., рассматривая вопросы развития познавательных процессов, акцентировал внимание на том, что интеграция позволяет объединить впечатления детей, углубить образное содержание детского творчества, эстетическое восприятие, способствует развитию воображения, наглядно – образного и логического мышления, расширяет представления об окружающем мире.
1.2. Сущность инновационной модели
Сущность инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования» заключена в освоении скорректированного содержания дошкольного образования, выявлении его эффективности в специально организованных видах деятельности в условиях групп кратковременного пребывания детей раннего и дошкольного возраста.
Основная идея инновационного проекта заключалась во внедрении модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждении дошкольного образования (Приложение 1) и определении эффективности разработанного программно-методического обеспечения, объединяющего:
учебные наглядные пособия для педагогов по обеспечению деятельности детей в группах кратковременного пребывания учреждений дошкольного образования;
учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования:
календарно-тематическое планирование образовательного процесса в группах кратковременного пребывания в учреждениях дошкольного образования;
содержание интегрированных занятий по образовательным областям учебной программы дошкольного образования «Ребенок и природа» и «Развитие речи и культура речевого общения», «Развитие речи» и «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления» и «Искусство» («Изобразительная деятельность»);
методические рекомендации для педагогов по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания в учреждениях дошкольного образования.
ГЛАВА 2 Условия и механизмы эффективности внедрения инновации
2.1. Выявленные условия эффективности внедрения инновации
Важным фактором результативности образовательного процесса в режиме инновации определена система управления данным процессом как внутри учреждения, так и связанная единой нитью с научным консультантом на принципах: поэтапности, постоянности, оптимальности и динамичности.
Выявлены необходимые условия, соответствующие целям и задачам инновационной деятельности:
кадровый потенциал (квалифицированные специалисты дошкольного образования, имеющие опыт исследовательской деятельности);
современная материально-техническая база учреждения;
информационно-коммуникативное пространство;
нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение;
обоснованное финансово-экономическое сопровождение, в том числе финансирование из средств, полученных от приносящей доходы деятельности.
Определены основные направления организации программно-методического обеспечения образовательного процесса групп кратковременного пребывания для управленческой, методической, психологической служб и педагогов-инноваторов (Приложение 2), обозначены субъекты инновационной деятельности (Приложение 3).
2.2. Алгоритм внедрения инновации
Для достижения цели внедрения модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей его участники определи основные задачи на каждом этапе. На первом, подготовительно-проектировочном этапе (февраль - июль 2017 г.), были изучены и проанализированы нормативно-правовые аспекты инновационной деятельности и научно-методологических подходов по решению задач инновации. Второй, организационно-ориентировочный этап (июль - сентябрь 2017 г.) включал в себя ряд задач:
систематизировать комплекс условий (организационно-деятельностных, информационно-методических, кадровых, материально-технических, мотивационно-психологических);
разработать стратегию и тактику внедрения модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждении дошкольного образования;
разработать планирование образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей раннего возраста («Материнская школа») и старшего дошкольного возраста («Вечерняя группа»);
организовать образовательный процесс детей раннего и дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования на основе разработанного программно-методического обеспечения.
Были выделены следующие виды групп кратковременного пребывания в ДЦРР № 98 г. Гродно:
1. Материнская школа для детей от 1,5 до 3 лет.
2. Вечерняя группа для детей 5 - 6 лет.
Были определены контрольные группы детей, возраст которых соответствует Положению об учреждении дошкольного образования от 25 июля 2011 г. № 150:
первая младшая (от двух до трех лет);
старшая (от пяти до шести лет).
При проведении образовательного процесса с воспитанниками групп кратковременного пребывания определяется состав группы, выделяются возрастные подгруппы и в соответствии с ними дифференцируется образовательная деятельность.
На третьем этапе основном - реализационном (сентябрь 2017 - май 2019 г.) перед участниками инновационного проекта были определены следующие задачи:
внедрить эффективные формы и методы работы с участниками образовательного процесса с использованием современных технологий в условиях интеграции образовательных областей (Приложение 4);
разработать программно-методический и диагностический инструментарий для педагогов дошкольного учреждения, осуществляющих образовательный процесс в группах кратковременного пребывания и обеспечить мониторинг результатов внедрения модели;
разработать и реализовать систему повышения компетентности участников инновационного проекта (педагоги, родители);
организовать систему методического сопровождения инновационной деятельности на всех этапах проекта.
Заключительный рефлексивно-аналитический этап позволил проанализировать, систематизировать и обобщить результаты внедрения модели программно-методичекого обеспечения для групп кратковременного пребывания детей в учреждении дошкольного образования в соответствии с критериями и показателями ее эффективности.
Специфика содержания программно-методического обеспечения образовательного процесса в группах кратковременного пребывания в учреждении дошкольного образования связана с интегрированным содержанием занятий, отражающих основные позиции разных образовательных областей учебной программы дошкольного образования.
Для детей от 1,5 до 3 лет предусмотрено интегрированное содержание игровых занятий образовательных областей «Ребенок и природа» и «Развитие речи и культура речевого общения» учебной программы дошкольного образования. Для детей от 5 до 6 лет - интегрированное содержание занятий образовательных областей «Элементарные математические представления» и «Искусство» («Изобразительная деятельность»); «Ребенок и общество» и «Развитие речи и культура речевого общения» учебной программы дошкольного образования.
Обозначена основа игровых интегрированных комплексов при организации образовательного процесса, которая позволяет ориентироваться в видах, структуре и содержании программно-методического обеспечения образовательного процесса в группах кратковременного пребывания в учреждении дошкольного образования (Приложение 5).
Продуктом инновационной деятельности стали разработанные учебно-методические и учебные наглядные пособия для педагогов по обеспечению деятельности детей (Приложение на CD-диске):
2.3. Мониторинг процесса и результатов инновационной деятельности
На всех этапах проекта проводилось мониторирование, оценка результатов внедрения и эффективности инновационной модели по разработанным критериям и показателям (Приложение 6).
ГЛАВА 3 Оценка эффективности результатов инновационной деятельности
3.1. Оценка результатов инновационной деятельности в учреждении образования
Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждении дошкольного образования позволило:
организовать педагогическую поддержку в условиях учреждения дошкольного образования и семьи воспитанникам от 1,5 до 3-х лет, от 5 до 6 лет;
полноценно развивать воспитанников в наиболее благоприятном социальном окружении;
обеспечить постепенность и индивидуализацию вхождения ребенка с мир других взрослых и сверстников;
содействовать обогащению воспитательного опыта родителей;
обеспечить создание положительного эмоционально-психологического климата, максимально учитывающего индивидуальные особенности и возможности воспитанников (Приложение 8).
За время реализации инновационной деятельности:
создан комплекс условий (организационно – деятельностных, информационно – методических, кадровых, материально – технических, мотивационно – психологических), который обеспечит результативность и качество деятельности по внедрению модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждении дошкольного образования;
определено интеграционное пространство образовательного процесса в учреждении, включающее интеграцию образовательных областей, видов детской деятельности, участников оразовательного процесса, интеграцию в социум ближайшего окружения и в информационно-коммуникативное пространство (Приложение 7);
структурирован образовательный процесс воспитанников групп кратковременного пребывания в учреждении дошкольного образования на основе разработанной модели;
определены эффективные формы и методы работы с участниками образовательного процесса;
организована научно-методическая работа по повышению инновационной компетентности педагогов учреждения дошкольного образования для разработки инновационных подходов к организации образовательного процесса детей групп кратковременного пребывания;
разработана система повышения уровня педагогической образованности родителей по организации воспитательного процесса в семье в зависимости от возрастных особенностей и потребностей детей;
обозначены и использованы критерии и показатели эффективности внедрения модели программно–методического обеспечения образовательного процесса в группах кратковременного детей в учреждении дошкольного образования;
обобщен опыт работы по внедрению модели программно–методического обеспечения образовательного процесса в группах кратковременного детей в учреждении дошкольного образованияи представлен в виде методических рекомендаций, конспектов занятий, наглядных пособий для педагоговсистемы дошкольного образования;
подготовлен материал к публикации в периодических изданиях.
3.2. Результаты педагогических исследований педагогов в рамках данной инновационной модели
Эффективность инновационной работы определилась у детей:
от 1,5 до 3х лет («Материнская школа») развитием коммуникативных способностей, появлением у них стремления к самостоятельности, самооценки, межвозрастному общению; проявлением интереса к окружающей действительности, исключением быстрой утомляемости, созданием положительного эмоционального настроя при совместном игровом взаимодействии «педагог-ребенок-родитель»;
5 - 6 лет («Вечерняя группа») повышением уровня сформированности представлений об объектах ближайшего окружения, развития речевой активности, осведомленности, формирования элементарных математических представлений за счет новой организации учебного процесса с учетом возрастных возможностей (Приложение 9).
По динамике изменений в социальном развитии и осведомленности воспитанников можно судить о положительной эффективности внедрения модели программно-методического обеспечения образовательного процесса в интегрированных образовательных средах. Эффективность достигается за счет интеграции речевого и природоведческого, математического и художественно-изобразительного содержания, которая дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности.
3.3. Ограничения и риски на применение предлагаемой инновационной модели
Предотвращение возможных ограничений и рисков в инновационной деятельности
Ограничения и риски |
Пути преодоления |
Педагоги |
|
Недостаточная подготовленность педагогов к овладению методологической стороной проекта. Недостаточное владение педагогами диагностическим инструментарием. |
Развитие информационной культуры через самообразование и методическое консультирование. Опережающая подготовка кадров к осуществлению инновационной деятельности. |
Законные представители воспитанников |
|
Недостаточное понимание самоценности детства, значимости возрастных и индивидуальных особенностей детей. |
Педагогическое просвещение родителей. |
Воспитанники ДЦРР № 98 г. Гродно |
|
Недостаточная сформированность у детей раннего и дошкольного возраста коммуникативных качеств. Длительность адаптаптационного периода у некоторых воспитанников. |
Использование эффективных форм и методов педагогической работы с воспитанниками. Проведение индивидуальных и групповых адаптационных занятий. |
Заключение
Результатом инновационной деятельности явилось преобразование учреждения в открытую социально-педагогическую систему, создание единого развивающего пространства дошкольного учреждения, семьи, социума, направленного на формирование ребенка как личности, готовой к жизни в постоянно меняющемся окружающем мире, его условиях.
Практическая значимость инновационного проекта проявляется в предоставлении педагогическим работникам учреждений дошкольного образования разработанного комплекса программно-методического обеспечения, способствующего успешной реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования («Ребенок и природа» и «Развитие речи и культура речевого общения»), «Ребенок и общество» и «Развитие речи и культура речевого общения», «Элементарные математические представления» и «Искусство» («Изобразительная деятельность»).
Экономический эффект инновационного проекта выразился в коммерциализации программно-методических разработок.
Социальный эффект внедрения модели программно-методического обеспечения организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей в дошкольных учреждениях проявился в коммуникативном развитии воспитанников, их комфортном самочувствии в среде сверстников, успешном освоении содержания учебной программы дошкольного образования, эффективности управления образовательным процессом.
Данный опыт целесообразно внедрить в массовую образовательную практику учреждений дошкольного образования, как средство совершенствования качества образовательного процесса.
Список литературы по теме инновации
1. Воронецкая, Л. Организация образовательного процесса в группах кратковременного пребывания/ Л. Воронецкая// Пралеска.- 2016.- №11.- С.54-56.
2. Воронецкая, Л. Моя Родина – Беларусь / Л. Воронецкая //Пралеска.- 2017.- № 2.- С.10-20.
3. Давидович, А. О приоритетных направлениях деятельности учреждений дошкольного образования/ А. Давидович// Пралеска.- 2016.- №11.- С.6-9.
4. Жигар, И. Обеспечение доступности в условиях групп кратковременного пребывания /И.Жигар // Пралеска.- 2016.- №11.- С.16-17.
5. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2016/2017 учебному году. Учреждения дошкольного образования.
6. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 415с.
7. Ходонович, Л. Группы кратковременного пребывания детей: оснащение образовательного процесса/ Л.Ходонович// Пралеска.- 2015.- №07.- С.16-22