Экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Современные образовательные технологии ставят перед музыкальными руководителями задачу поиска путей личностно ориентированного взаимодействия с детьми, которое может рассматриваться только через систему позитивных отношений.
С одной стороны, отношения выражаются в понимании, признании, принятии педагогом ребенка, а с другой — дают возможность детям выразить свои чувства, эмоциональные стремления, проявить активность, творчество.
Основной целью музыкальной экспериментальной деятельности является воздействие на эстетические чувства, нравственные переживания . Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, вырабатывать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами, развитие сознательного отношения к музыкальному миру.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Именно в музыкальном экспериментировании выявляются следующие развивающие задачи:
- развитие интеллектуальных и музыкальных способностей детей;
- Развитие речи детей;
- Развитие сенсорных, слуховых способностей,
- Развитие внимания, мышления, музыкальной памяти
- Расширение представлений детей о музыке через знакомство с элементарными знаниями из области физики
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука
- Развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников
- развитие у детей умственных способностей
- Развитие у детей комплекса музыкальности:
1.чувство ритма,
2. ладовое чувство
3. эмоциональная отзывчивость.
4.музыкальная память
5. музыкальный слух
В экспериментальной музыкальной деятельности педагог использует различные методы для достижения результатов:
- Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
- Наблюдения за объектом
- Просмотр иллюстраций
- прослушивание музыкальных произведений
- Беседа с элементами дискуссии
- Познавательный рассказ музыкального руководителя
- Проведение опыта, эксперимента.
В систему музыкальной работы по экспериментальной деятельности входят следующие разделы:
- сочинительство
- изготовление простейших музыкальных инструментов
- сюрпризные моменты
- игры-эксперименты
- концерты
- фотовыставки
- развлечения
- занятия эксперименты
Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с разнообразием звуков является первостепенным вхождением ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков в общественных местах, на улице, в городе, в лесу, в поле и т.д.
Поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шум дождя изображается шумом воды из душа или стуком пальцев по бубну, шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых шумящих инструментов. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
В пособии «Неизведанное рядом», авт. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, среди которых для каждой возрастной группы предложены эксперименты со звуком. Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту.
В младшей группе дети учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит», а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум? ») .
В средней группе детей подводят к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит? », «Откуда берется голос? ») .
В старшей группе детям объясняют, как распространяются звуковые волны, подводят к пониманию возникновения эха («Где живет эхо? », а также выявляют причину возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера («Почему Мишутка пищал? », «Как появляется песенка? », причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче», «Коробочка с секретом» и др.) .
1. Музыка или шум?
Цель: Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.
Материал: металлофон, ложки, кубики, коробочки, дид. игра «Яйца».
Рассматриваем предметы. Могут ли звучать? Играем мелодию на металлофоне, узнаём, пропеваем. Можем ли извлечь её на других предметах? Вывод: что такое музыкальные и шумовые звуки.
2. Почему всё звучит?
Цель: Подвести детей к пониманию причин возникновения звука – колебания предметов.
Материал: линейка, лист бумаги, коробочки, колокольчик.
Есть ли у линейки голос? Если лежит – нет. Как извлечь звук? Что происходит с линейкой? Она дрожит.
Бумага трубочкой – подуть – дрожит. Коробочка, колокольчик – дрожат. Вывод: Звук возникает при колебании предмета.
3. Откуда берётся голос?
Цель: Подвести к пониманию возникновения звуков речи, дать понятие об охране голоса.
Материал: гитара
Произнести фразу: шёпотом, громко, приложив ладонь к горлу. Откуда идёт звук? Из горла (дрожит). Струна как схема голосовых связок. Как сделать громче? Сильнее дёрнуть. Осторожно – не порвать!
4. Как распространяется звук?
Цель: объяснить, как распространяется звуковая волна.
Материал: ёмкость с водой, камешки, банка с водой.
Как мы слышим друг друга? Звук по воздуху долетает от одного к другому.
Бросаем камешки в воду, смотрим на круги. Бросаем камешки в банку, слушаем – сколько камешков? Так и звук передаётся по воздуху.
5. Почему Мишутка пищал?
Цель: выявить причину возникновения высоких и низких звуков в зависимости от размера звучащего предмета
Материал: гитара
Вспоминаем сказку «Три медведя». Извлекаем звуки на гитаре – на чей голос похож? Рассматриваем струны. Вывод: чем толще струна, тем ниже звук.
6. Как сделать звук громче?
Цель: выявить причину усиления звука.
Материал: расчёска, рупор.
Извлечь звук из расчёски. Приложить к столу и снова извлечь звук. Вывод: дрожит стол вместе с расчёской, звук становится громче. Вывод: чем больше предмет, тем сильнее звук.
Если заблудились в лесу – делаем ладони рупором и кричим, усиливая звук.
7. Почему комар пищит, а шмель жужжит?
Цель: выявить причину возникновения высоких и низких звуков.
Материал: 2 расчёски разной величины, изображения комара и шмеля.
Извлекаем звуки из расчёсок с разным размером зубьев, сравниваем, рассматриваем. Вывод.
8. Поющая струна.
Цель: выявить причину возникновения высоких и низких звуков в зависимости от частоты колебания предмета.
Материал: гитара
Слушаем звучание струны при различном натяжении. Делаем вывод.
В образовательный процесс включены циклы занятий по музыкальному экспериментированию, содержащие следующие разделы:
- «Где живут звуки?»
(темы: « естественные и неестественные звуки», «Звуки улицы», «Звуки дома», «Звуки природы») ;
«Звук живет в любом предмете»
(темы: «Деревянные и металлические звуки», «Стеклянные звуки», «Инструментальные звуки», «В звуках наш мир отражен» и т. п.) .
Тема раздела проходит через все виды музыкальной деятельности, поэтому подбор музыкального репертуара и материала весьма разнообразен.
В процессе творческой деятельности дети сами музыкальные инструменты. К изготовлению инструментов привлекаются родители.
Шумовые ударные инструменты используются очень широко особенно в работе с маленькими детьми на утренниках и различных мероприятиях, при этом овладевают способами элементарного музицирования.
Спонтанные игры с инструментами проводим под руководством «дирижера». Дети берут инструменты, распределяясь по группам и становятся вокруг дирижера, который показывает, какой группе играть.
Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей огромно — они концентрируют внимание, активизируют память, являются неоспоримым аспектом постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.