Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников на музыкальных занятиях. «Разнообразных звуков простота»

Дата: 25 ноября 2021 в 22:44
Автор: Король Е. А.

 

 Экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

   Современные образовательные технологии ставят перед музыкальными руководителями задачу поиска путей личностно ориентированного взаимодействия с детьми, которое может рассматриваться только через систему позитивных отношений.

   С одной стороны, отношения выражаются в понимании, признании, принятии педагогом ребенка, а с другой — дают возможность детям выразить свои чувства, эмоциональные стремления, проявить активность, творчество.  

   Основной целью музыкальной экспериментальной  деятельности является воздействие на эстетические чувства, нравственные переживания . Развитие  у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, вырабатывать  стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами, развитие  сознательного отношения к музыкальному миру.

    Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

    Именно в музыкальном экспериментировании выявляются следующие  развивающие  задачи:

- развитие интеллектуальных и музыкальных способностей детей;

- Развитие речи детей;

- Развитие сенсорных, слуховых способностей,

- Развитие внимания, мышления,  музыкальной памяти

- Расширение представлений детей о музыке через знакомство с элементарными знаниями из области физики

-  развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука

-  Развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников

- развитие у детей умственных способностей

- Развитие у детей комплекса музыкальности:

1.чувство ритма,

2. ладовое чувство

3. эмоциональная отзывчивость.

4.музыкальная память

5. музыкальный слух

    В экспериментальной музыкальной деятельности педагог использует различные методы для достижения результатов:

- Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.

- Наблюдения за объектом

- Просмотр иллюстраций

- прослушивание музыкальных произведений

- Беседа с элементами дискуссии

- Познавательный рассказ музыкального руководителя

- Проведение опыта, эксперимента.

 В систему музыкальной работы по экспериментальной  деятельности входят следующие разделы:

- сочинительство

- изготовление простейших музыкальных инструментов

- сюрпризные моменты

- игры-эксперименты

- концерты

- фотовыставки

- развлечения

- занятия эксперименты

    Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с разнообразием звуков является первостепенным  вхождением ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков  в общественных местах, на улице, в городе, в лесу, в поле и т.д.

    Поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шум дождя  изображается  шумом воды из душа или стуком пальцев по бубну, шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых  шумящих инструментов. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

     В пособии «Неизведанное рядом», авт. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова,  В. В. Щетинина подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, среди которых для каждой возрастной группы предложены эксперименты со звуком. Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту.

     В младшей группе дети учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит», а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум? ») .

    В средней группе детей подводят к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит? », «Откуда берется голос? ») .

    В старшей группе детям объясняют, как распространяются звуковые волны, подводят к пониманию возникновения эха («Где живет эхо? », а также выявляют причину возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера («Почему Мишутка пищал? », «Как появляется песенка? », причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче», «Коробочка с секретом» и др.) .

1. Музыка или шум?

Цель: Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материал: металлофон, ложки, кубики, коробочки, дид. игра «Яйца».

Рассматриваем предметы. Могут ли звучать? Играем мелодию на металлофоне, узнаём, пропеваем. Можем ли извлечь её на других предметах? Вывод: что такое музыкальные и шумовые звуки.

2. Почему всё звучит?

Цель: Подвести детей к пониманию причин возникновения звука – колебания предметов.

Материал: линейка, лист бумаги, коробочки, колокольчик.

Есть ли у линейки голос? Если лежит – нет. Как извлечь звук? Что происходит с линейкой? Она дрожит.

Бумага трубочкой – подуть – дрожит. Коробочка, колокольчик – дрожат. Вывод: Звук возникает при колебании предмета.

3. Откуда берётся голос?

Цель: Подвести к пониманию возникновения звуков речи, дать понятие об охране голоса.

Материал: гитара

Произнести фразу: шёпотом, громко, приложив ладонь к горлу. Откуда идёт звук? Из горла (дрожит). Струна как схема голосовых связок. Как сделать громче? Сильнее дёрнуть. Осторожно – не порвать!

4. Как распространяется звук?

Цель: объяснить, как распространяется звуковая волна.

Материал: ёмкость с водой, камешки, банка с водой.

Как мы слышим друг друга? Звук по воздуху долетает от одного к другому.

Бросаем камешки в воду, смотрим на круги. Бросаем камешки в банку, слушаем – сколько камешков? Так и звук передаётся по воздуху.

5. Почему Мишутка пищал?

Цель: выявить причину возникновения высоких и низких звуков в зависимости от размера звучащего предмета

Материал: гитара

Вспоминаем сказку «Три медведя». Извлекаем звуки на гитаре – на чей голос похож? Рассматриваем струны. Вывод: чем толще струна, тем ниже звук.

6. Как сделать звук громче?

Цель: выявить причину усиления звука.

Материал: расчёска, рупор.

Извлечь звук из расчёски. Приложить к столу и снова извлечь звук. Вывод: дрожит стол вместе с расчёской, звук становится громче. Вывод: чем больше предмет, тем сильнее звук.

Если заблудились в лесу – делаем ладони рупором и кричим, усиливая звук.

7. Почему комар пищит, а шмель жужжит?

Цель: выявить причину возникновения высоких и низких звуков.

Материал: 2 расчёски разной величины, изображения комара и шмеля.

Извлекаем звуки из расчёсок с разным размером зубьев, сравниваем, рассматриваем. Вывод.

8. Поющая струна.

Цель: выявить причину возникновения высоких и низких звуков в зависимости от частоты колебания предмета.

Материал: гитара

Слушаем звучание струны при различном натяжении. Делаем вывод.

    В образовательный процесс включены циклы занятий по музыкальному экспериментированию, содержащие следующие разделы:

- «Где живут звуки?»

(темы: « естественные и неестественные звуки», «Звуки улицы», «Звуки дома», «Звуки природы») ;

«Звук живет в любом предмете»

(темы: «Деревянные и металлические звуки», «Стеклянные звуки», «Инструментальные звуки», «В звуках наш мир отражен» и т. п.) .

   Тема раздела проходит через все виды музыкальной деятельности, поэтому подбор музыкального репертуара и материала весьма разнообразен.

   В процессе творческой деятельности дети сами музыкальные инструменты. К изготовлению инструментов привлекаются  родители.

   Шумовые ударные инструменты используются очень  широко особенно в работе с маленькими детьми на утренниках и различных мероприятиях, при этом овладевают способами элементарного  музицирования.

Спонтанные игры с инструментами проводим под руководством «дирижера». Дети берут инструменты, распределяясь по группам и становятся вокруг дирижера, который показывает, какой группе играть.

   Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей огромно — они концентрируют внимание, активизируют память, являются неоспоримым аспектом постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.