Пора ли ребёнку в школу?
Как только ребенку исполняется 6 лет, большинство современных родителей начинают мучиться вопросом: отдавать ли малыша в школу уже в этом году или дать побыть "маленьким" еще год, продлить детство или ускорить его развитие? На что ориентироваться при поиске решения этой проблемы?
Некоторые ориентируются на свой собственный опыт ("Я пошел в школу с 7 лет и все успел" или "Я училась с 6 лет, да еще и лучше, чем 7-летние одноклассники), но при этом забывают о том, как много изменилось в системе образования за эти годы. Другие родители, напротив, учитывая тот факт, что начальная школа стала 4-летней, считают, что нужно отдавать ребенка в 1 класс, даже если ему нет и 6 лет - успеет "раскачаться" и подтянуться за эти годы.
Часто практические психологи сталкиваются позже с такими родителями и их детьми, когда возникающие у первоклассника проблемы вызваны не тем, что плохо в нем самом или в школе, а тем, что ребенок оказался не готов к обучению.
Сразу оговорюсь, что умение читать, считать и писать, которые ваш малыш приобрел дома или в детском саду, еще не являются показателями того, что он готов и к школьному обучению. Не забывайте, что до школы ребенка, конечно, тоже обучают, но это совершенно другие методы (более игровые), другая нагрузка во временном плане (это не 5 уроков по 40 минут!), другие требования (его не будут заставлять продолжать дело, если заметно, что он устал), другая форма организации учебы (дошкольники не сидят за партами большую часть дня, а имеют возможность посидеть на полу, поваляться и т.п.).
Безусловно, самым точным и правильным будет осуществлять индивидуальный подход к вашему сыну/дочери и ситуации их развития. Во-первых, не забывайте, что помимо биологического (паспортного) возраста есть; психологический возраст ребенка, который может существенно отличаться от него как в меньшую, так и в большую сторону. Во-вторых, чтобы дать абсолютно верный ответ, готов ли ребенок к школе, необходимо знать о специфике школы, в которую вы его хотели бы отдать. Вполне возможно, что ребенок совершенно готов к учебе в общеобразовательной школе, но еще не является достаточно зрелым для языковой (или математической) школы, в которую вы его определили. Имейте ввиду, что хотя начальные классы везде ставят целью общее развитие детей, тем не менее, если школа специализируется на углубленном изучении каких-то предметов, это обычно все равно отражается на системе преподавания в младших классах.
Таким образом, идеальным вариантом для определения готовности к школе является индивидуальная диагностика ребенка психологом и педагогом, причем подобранная с учетом специфики школы, в которую планируется определить ребенка. Однако в любом случае родителям будет полезно знать, развитие каких способностей подразумевает под собой "школьная зрелость", что ожидается от будущего первоклассника.
В понятии «школьная зрелость» ( или готовность к школе) традиционно выделяют три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Рассмотрим каждый из них.
Интеллектуальная зрелость предполагает определенный уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребенка. Итак, будущий первоклассник должен иметь:
1. достаточно развитое восприятие - уметь выделять фигуру из фона, определять контуры отдельных фигур среди нескольких наложенных друг на друга изображений, отличать близкие, но не тождественные фигуры;
2. достаточно высокий уровень развития внимания - уметь концентрировать свое внимание на выполняемом задании хотя бы 10-15 минут, даже если оно ему не совсем по душе;
3. довольно развитые тонкие движения руки (мелкая моторика) и координацию своих действий - ребенок должен уметь уверенно работать ножницами и карандашами, проводимые линии должны быть четкими, прямыми (конечно, не такими, как у взрослых, но и не дрожащим зигзагом), он уже должен уметь похоже повторить образец, предложенного узора или рисунка, делить этот образец на части (ориентируясь в пространстве по критериям "право - лево", "верх - низ");
4. объем памяти, достаточный для запоминания с первого раза инструкции к заданию и удержания ее в процессе всего выполнения заданий;
5. хорошо развитое наглядно-образное мышление - уметь создавать законченные узнаваемые образы из конструктора, поделочных материалов, мозаики, в собственном рисунке;
6. основы словесно-логического мышления - дети к 6 годам должны уметь выделять существенные признаки предмета, проводить несложные логические размышления (например, устанавливать последовательность событий), сравнивать предметы, делать выводы, выявлять взаимосвязи между понятиями, строить предложение по аналогии с образцом, делать обобщения (например, объединяя одним словом "транспорт" автобус, трамвай и грузовик) и на основе усвоенных обобщений осуществлять классификацию;
7. сформированные операции мышления, такие, как анализ и синтез - ребенок должен уметь проанализировать закономерности в ряду явлений (знаков, символов), выделить отдельные составные части в предмете (слове, числе), а также наоборот, из отдельных составляющих создать общую картину (слово, схему);
8. определенный запас знаний о себе, своих близких, окружающем мире - предполагается, что 6-летние дети прочно усвоили свои фамилию, имя, отчество, день рождения, адрес, полные имена родителей, род их занятий и т.п., а также владеют достаточными знаниями о мире (имеют представление о разных животных и растений, их отличии друг от друга по видам, о существовании разных стран и городов и т.п.).
Если помимо указанных знаний ваш ребенок еще знает буквы и цифры, то это облегчит ему учебу в 1 -м классе. А если он уже умеет читать, то это вообще замечательно, хотя и не требуется от детей 6 лет большинством школ (однако, в некоторых гимназиях имеется даже требование к качеству и скорости чтения!).
Эмоциональная зрелость ребенка предполагает, что у него уже формируется такое качество, как произвольность, т.е. уменьшается количество импульсивных реакций (когда сделал, а потом подумал или не думал вообще) и возникает способность выполнять длительное время не очень интересное задание. К началу систематического обучения дети должны уметь сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (т.е. "надо" уже может перевесить "хочу").
Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребенка справляться со своими отрицательными эмоциями. Понаблюдайте за деятельностью вашего сына/дочери, например за совместной со взрослым игрой. Проявляет ли ребенок тревожность или раздражительность? Как реагирует на критику его действий? Продолжает ли игру, если у него что-то не получается? Проявляет ли он чрезмерные эмоции (крик, плач, обиды на более удачливых игроков), если проигрывает?
Не менее всего вышесказанного важна и социальная зрелость ребенка. Это неоднозначное понятие. Оно включает в себя одновременно несколько показателей личностной готовности к школе:
1. умение и желание общаться со сверстниками. Мы можем говорить о наличии этого свойства, если ребенок стремится к общению с другими детьми, умеет подчинять свое поведение законам детской группы и правилам игры, имеет опыт приемлемого (без насильственных действий) решения конфликтов и т.д.
2. умение строить адекватные отношения со взрослыми с учетом ситуации общения. Нормально развивающийся ребенок должен понимать, что со взрослыми в школе (и других общественных учреждениях) нужно вести себя не так, как с родителями, бабушкой, дядей или другом отца. Первоклассник должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогами (обращаться на "Вы", не стремиться к излишнему тактильному контакту, использовать лексику, допустимую для общения со взрослыми и т.п.). Девочки и мальчики 6 лет должны понимать условность ситуации обучения, где есть роли ученика и учителя, и даже если учитель шутит или играет с детьми, то им все равно не следует выходить за рамки своей роли ученика.
3. мотивационная готовность к школьному обучению - иными словами у ребенка должно быть желание учиться в школе. При этом предполагается, что ваш сын или дочь хотят ходить в школу не потому, что там учится старший брат или сестра и не потому, что хочется всем похвастаться своим новым портфелем, хотя и в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребенок достиг личностной зрелости (и действительно необходимых для учебы мотивов) только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых, стремление получать новые знания, умения и навыки, реализовывать интеллектуальную активность, а во-вторых, потребность в новом социальном статусе - желание не просто учиться, играя, а участвовать в серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые и другие дети.
Кроме всех рассмотренных свойств нужно учитывать также здоровье ребенка. Если у него выявлены какие-либо хронические заболевания или он относится к часто болеющим детям (с ослабленным иммунитетом), то стоит еще раз задуматься о своевременности решения пойти в школу. В этих случаях желательно посоветоваться с врачом, так как нельзя забывать о том, что адаптация к школе даже хорошо подготовленного к ней первоклассника - это процесс, вызывающий напряжение практически всех систем организма, что приводит к частым заболеваниям в начале учебного года среди детей.
Если, читая вышеизложенное, вас все время посещали мысли типа "Ну конечно, это моя дочь/сын давно умеет и с этим вполне справляется", то скорее всего вас можно поздравить с новым этапом в жизни вашей семьи - идите "первый раз в первый класс".
Если при чтении этой информации вы скорее огорчались и недоумевали, думая "Неужели есть дети, которые все это умеют?", то, вероятно, вам и вашему ребенку лучше подождать со школьным обучением, а посвятить еще год развивающим занятиям дома, в детском саду или дошкольной прогимназии. Если вы чувствуете, что развитие вашего малыша существенно отклоняется от описанных нормативов, то лучше провести диагностику у специалиста (психолога) и организовать специальные коррекционные занятия.
Если же, читая все вышесказанное, вы то успокаивались, то беспокоились, думая:
«Это, кажется, мой ребенок умеет, но в достаточной ли степени?»или «Объективен ли я как родитель, ведь мой ребенок, естественно, кажется мне самым замечательным», то для решения вопроса о начале обучения в школе лучше привлечь других людей, как специалистов (психолога, педагога), так и просто взрослых, менее вовлеченных в общение с ребенком, чтобы легче было осуществить "взгляд со стороны".
Надеюсь, что в любом случае данная информация окажется вам полезной, помогая сориентироваться в основных направлениях развития ребенка.