<font size="5">Сказка в жизни ребенка.</font>
<font size="4"> Сказки – это своеобразный вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения и воспитательного воздействия. Они выражают определенную мысль в непрямой форме, не вызывая открытого сопротивления ребенка. С давних времен с их помощью в сознании ребенка закреплялись нравственные ценности и правила поведения. Они заменяли добрый совет и строгое порицание. Когда ребенку читают наставления, обвиняют в появлении трудностей и проблем – он сразу замыкается и уходит от разговора. Слушать сказку – совсем другое дело. Ему ничто не мешает узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких неприятных последствий. Это значит, что он может поразмышлять над услышанным в комфортной обстановке. Он может потратить на это столько времени, сколько ему надо и сосредоточить внимание на том, что в данный момент ему особенно актуально. Он чувствует себя независимым и самостоятельно принимает решения – ничего не навязывается ему насильно. Все новое, что он узнает, воспринимается им как свое собственное достижение, как результат самостоятельных усилий. Если он хочет побороть страх, как это делает герой сказки, он делает это так потому, что решил это сделать сам, а не потому, что так велела мама. </font>
<font size="4"> Таким образом, благодаря сказке, ребенок не только закрепляет в сознании нравственные ценности и обучается правилам поведения, но и получает возможность испытать чувство своей собственной значимости, свою способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения. Сказки позволяют детям узнать о себе и своих проблемах то, что их утешает, что придает им силы и от чего они начинают чувствовать поддержку и понимание. Сказки позволяют ребенку воспринимать свои трудности и бороться с ними действенным способом. Ведь многие дети чувствуют себя виноватыми в беспокоящих их страхах или испытывают смущение в связи с ними, стыдятся этого, боятся нежелательной реакции на них взрослых. Им трудно говорить о них открыто, у них не хватает слов и понятий для описания своих чувств и эмоций. Услышать их чувства, выраженные словами в сказке, может оказаться весьма полезным. </font>
<font size="4"> Многоплановость содержания сказки, результат ее воздействия на личность ребенка вызвали интерес и у психологов. </font>
<font size="4"> Сказки, по мнению Н. Пезешкиана, выполняют различные функции в психотерапии:</font>
-
<font size="4">Функция зеркала. Содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир ребенка. Ребенок сравнивает свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в сказке и воспринимает то, что соответствует его собственному внутреннему миру. Это побуждает его к размышлениям о самом себе, о своих трудностях и желаниях, помогает по-иному взглянуть на свои проблемы, изменить привычный способ их разрешения.</font>
-
<font size="4">Функция модели. Сказки – это своеобразные модели. Они отображают различные проблемные ситуации и предлагают ребенку возможные способы их разрешения. Сказки предлагают различные варианты действий, при этом ребенок в своих мыслях и чувствах знакомится с непривычными ответами на привычные проблемные ситуации.</font>
-
<font size="4">Функция опосредования. Когда ребенку открыто предлагают, называют различные способы решения его проблем, зачастую он не уверен в том, что они возможны и ценны для него. Ему сложно расстаться со своими стереотипными формами реагирования. В результате у ребенка возникает внутреннее сопротивление и появляются защитные реакции. Сопротивление ребенка снижается, когда вместо открытого обсуждения проблем в качестве посредника между ним и взрослым выступает сказка. В сказке говорится не о ребенке, испытывающем трудности, а только о персонаже истории. Она как бы превращается для ребенка в щит, позволяющий на некоторое время освободиться от своих защитных механизмов. Выражая свои мысли, ребенок дает информацию, которую ему было бы трудно сообщить без этого посредника. Многозначные и разноплановые символы, метафоры и аналогии в сказках несут больше информации чем обычная речь. </font>
-
<font size="4">Функция хранения опыта. Благодаря своей образности, сказки легко запоминаются и продолжают действовать в повседневной жизни ребенка; в памяти может возникнуть ситуация, подобная той, которая изображена в сказке, или появится потребность продумать отдельные вопросы, затронутые в ней. При изменяющихся условиях ребенок может по-другому интерпретировать содержание одной и той же сказки. Таким образом, история выполняет функцию хранения опыта, т.е. после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на ребенка. </font>
-
<font size="4">Функция изменения позиции. Сказки неожиданно вызывают у ребенка новое переживание: изумление, удивление, выраженное словом «ага!». Оказывается, на привычные известные ситуации можно посмотреть под другим углом зрения, который придаст им иной характер. И в сознании ребенка без особого труда с его стороны происходит изменение позиции. Сказка приглашает ребенка к этому изменению позиции, к экспериментированию с возможными решениями.</font>