Картотека подвижных игр по временам года
ОСЕНЬ
« Осенние листочки »
Игроки стоят врассыпную на площадке с листочками в руках, говорят слова и выполняют движения в соответствии с текстом:
Мы - осенние листочки, мы на веточках висим, (поднимают руки вверх)
Ветер дунул – полетели, (выпускают листья из рук)
Мы летим, летим, летим, мы летим, куда хотим, (взмахивают руками )
Перестал дуть ветерок, мы собрались все в кружок. (строятся в круг)
« Добеги и убеги »
На противоположных сторонах площадки проводят линии на расстоянии 10 метров друг от друга – это дом. Играющие дети делятся на 2-3 подгруппы и встают у одной линии. Дети, назначенные водящими, переходят на противоположную сторону и встают у черты, каждый напротив своей группы. Игру начинают первые номера. По сигналу они бегут к противоположной линии, добегают до водящих, задевают их и быстро возвращаются. Водящий старается догнать убегающих и осалить. Если игрок осален, то он идет на другую сторону и встает впереди водящего. Игроки, которым удалось уйти неосаленными, встают в конце своего ряда. Игра кончается, когда пробегут последние игроки группы. Побеждает команда, в которой меньше осаленных игроков.
« Солнышко и дождик »
Игроки становятся врассыпную по залу. По команде: «Побежали гулять!» - дети бегают, по команде: «Дождик пошёл!» - прячутся, под зонтик который держит взрослый.
« Попрыгунчики воробушки »
На площадке начерчен круг, игроки – «воробьи» строятся по кругу. В центре круга стоит водящий – «ворона». Воробьи запрыгивают в круг, прыгают в кругу, выпрыгивают из него. Ворона старается запятнать воробьёв в кругу. Пойманные игроки остаются в игре. Когда ворона поймает 3-4 воробья,, выбирается новый водящий.
« Охотники и утки »
Игроки – «утки» находятся на площадке. Два водящих – «охотники», стоят на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу, один из охотников держит в руках мяч. Охотники бросают мяч, стараясь попасть в уток. Утки перебегают с одной стороны площадки на другую, стараясь увернуться от мяча. Игроки, в которых попали мячом, временно выбывают из игры. Игра продолжается 1.5 – 2 мин., затем подсчитывается количество пойманных уток и выбираются новые водящие.
ЗИМА
« Пингвины и медведь »
Игроки – «пингвины» находятся в «домике» на одной стороне площадки, водящий – «медведь» находится на противоположной стороне. По команде: «Пингвины, пошли гулять!» дети прыгают по площадке, удерживая мешочек коленями. По команде: «Медведь!» берут мешочки в руки и убегают в домик. Медведь догоняет и пятнает пингвинов.
« Не ходи на гору »
Крепко взявшись за руки, играющие окружают большой снежный ком - гору. Сначала они медленно идут вправо и влево, а по сигналу тянут друг друга и стараются заставить кого-нибудь влезть на гору, т.е. дотронуться до кома. Кому поневоле придется взобраться на снежный ком, выходит из игры. Победители – три игрока, которые окажутся последними.
« Снежная королева »
Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остаётся стоять на месте.
« Два Мороза »
Игроки находятся на одной стороне площадки, водящие – «Два Мороза», в центре площадки лицом к игрокам. Морозы говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые!» Один говорит: «Я Мороз – красный нос!», второй – «Я Мороз – синий нос!», вместе: «Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Дети хором говорят: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!» После этих слов игроки перебегают на противоположную сторону площадки, а водящие стараются их запятнать («заморозить»). По окончании игры подсчитывают количество «замороженных» игроков и выбирают новых водящих.
« Белый медведь »
Игроки – «пингвины», водящий – «белый медведь» стоит в стороне с обручем в руках. По сигналу пингвины разбегаются по площадке врассыпную, а «белый медведь» старается догнать пингвинов и накинуть на них обруч. Пойманные пингвины временно выбывают из игры.
ВЕСНА
« Паук и мухи »
На одной стороне площадки находится «паутина» (обруч), которую педагог удерживает вертикально полу. Водящий – «паук» находится за паутиной. Остальные игроки – «мухи», разбегаются по всей площадке – «летают, жужжат». По команде: «Паук!» мухи замирают, останавливаясь в том месте, где их застал сигнал. Паук пролезает через обруч – паутину и смотрит. Тех мух, которые пошевелились, паук отводит в паутину. После 2-3 повторений подсчитывается количество пойманных мух, выбирается новый водящий.
« Ласточка без гнезда »
На площадке в свободном порядке расположены обручи – «гнёзда» по количеству детей. Игроки – «ласточки» бегают по площадке в разных направлениях, обегая гнёзда, а педагог убирает 1 или 2 обруча. По звуковому сигналу ласточки занимают любое гнездо. Игроки, которым не хватило обруча, - ласточки без гнезда. Игра повторяется 3-4 раза, ласточки без гнезда остаются в игре.
« Цвет »
Перед игрой надо выбрать водящего и договориться о границах игровой площадки.
Участники образуют круг. Водящий закрывает глаза и становится спиной к кругу в 5-6м. от него. Затем он громко называет любой цвети быстро поворачивается к играющим. Те игроки, у кого есть одежда или предмет названного цвета, держатся за них, так, чтобы видел водящий, а те, у кого нет, спасаются бегством.
« Корзинки »
Играющие делятся на пары и, взявшись за руки, образуют кружки-корзинки, расходятся по площадке. Двое водящих (пятнашка и догоняющий) становятся на небольшом расстоянии друг от друга, пятнашка гонится за вторым игроком. Убегающий бегает, между парами и чтобы его не запятнали, быстро называет по имени игрока любой пары. Кого назвали, убегает, а на его место встает игрок водящей пары. А если пятнашке удалось осалить убегающего, то они берут друг друга за руки, образуя корзинку.
« Мотоциклисты »
Игроки – «мотоциклисты» ведут мяч по площадке в разных направлениях, отбивая его об пол одной или двумя руками. Педагог – «регулировщик» стоит в центре площадки и держит в руках 3 флажка (зелёного, красного, жёлтого цвета). Когда регулировщик поднимает жёлтый флажок, то мотоциклисты отбивают мяч об пол на месте, когда красный – останавливаются с мячом в руках, зелёный флажок – продолжают движение. Мотоциклисты, которые нарушили правила, временно выбывают из игры.
ЛЕТО
« Ловля бабочек »
Игроки – «бабочки» находятся на площадке. Две пары водящих – дети с «сачками» - держаться за руки. По команде: «Летите!» бабочки разбегаются по площадке. По команде: «Лови!» водящие ловят бабочек в сачок – соединяют руки вокруг бабочки и отводят её в условленное место. По команде: «Бабочки отдыхают – сели на цветок!», дети приседают (отдых). По команде: «Летите!» игроки снова разбегаются. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 4-5 бабочек. Затем выбираются новые водящие.
« Уголки »
Для игры нужно нарисовать на земле четырехугольник. Пять игроков, один из них водящий, а остальные занимают уголки. Водящий спрашивает у одного из игроков: «Кумушка, дай ключ», тот отвечает: «Иди вон туда постучи», в это время остальные игроки перебегают из угла в угол. Если водящий успеет занять угол, то на его место становится игрок, который остался без угла.
« Лягушки и журавль »
На одной стороне площадки обозначен «берег» с гнездом водящего – «журавля». В центре площадки – «болото» с «кочками» - обручами Игроки – «лягушки» приседают в кочках и говорят:
Вот с насиженной гнилушки в воду шлёпнулись лягушки,
Стали квакать из воды: - Ква–ке-ке, ква–ке-ке, будет дождик на реке.
По окончании слов лягушки прыгают с кочек в болото. По команде: «Журавль!» лягушки запрыгивают в свои кочки. Журавль пятнает тех лягушек, которые не успели спрятаться. Пойманная лягушка идёт в гнездо журавля.
« Медведь и пчёлы »
Участвуют 2 команды, одна команда – «медведи», другая – «пчёлы». Пчёлы стоят в «доме» - на возвышении. На расстоянии 3-4 м от «дома пчёл» отмечается линия леса – «дом медведей» На противоположной стороне на расстоянии 7-8 м от «дома пчёл» - «луг». По сигналу пчёлы летят на луг за мёдом и жужжат. В это время медведи забираются в улей и «лакомятся» медом. По сигналу: «Медведи!» пчёлы летят к своим ульям и пятнают («жалят») тех медведей, которые не успели убежать в лес. Пойманные медведи остаются в игре. Игра повторяется 2-3 раза, затем дети меняются ролями. Выигрывает команда, запятнавшая большее количество медведей.
« Рыбаки и рыбки »
Игроки – «рыбки» находятся на площадке. Пара игроков – водящие, образуют «сеть» (берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бегают по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сети, присоединяется к рыбакам. Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвётся или пока не будут пойманы все игроки.