Советы тем, кто хочет научиться петь
Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и ве-ликий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.
Обучать ребёнка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражаю выра-зительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребёнок, тем более лёгким должен быть песенный репертуар. Помните, что объём детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребёнка требует очень осторожного и бережного отношения.
Познакомьтесь с несколькими советами, которые могут оказать помощь вашему ребёнку в овладении навыками выразительного пения.
Прежде чем начать разучивать понравившиеся песни, определите, справится ли с ними ребёнок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня очень нравится и вам, и ребёнку, пение её может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста.
Итак, вас заинтересовала песенка. Как мудрый педагог, сначала внимательно раз-беритесь в особенностях текста и мелодии, предугадайте варианты возможных оши-бок ребёнка.
При подборе репертуара учитывайте следующее:
- Содержание песен должно отражать круг интересов ребёнка
- Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания (их обязательно в дальнейшем нужно объяснить ребёнку)
- В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты. Посмот-рите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии
- Обратите внимание на протяжённость музыкальных фраз. Помните, темп ды-хания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Фразы детских песен должны быть короткими , чтобы ребёнку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха
- Объём звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребёнка. У детей 3-4 лет – это всего 4-5 звуков, у детей 4-5 лет – 5-6 звуков, у детей 5-6-летнего возраста он расширяется до октавы (8 звуков).
В пределах возрастного диапазона голос ребёнка звучит естественно, ненапряжён-но, без перегрузки.
Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споёте ребёнку песню. Первоначальное исполнение обязательно должно быть ярким, выразительным. Только при этом условии у ребёнка появится интерес и желание выучить песенку.
Разучивая с детьми песню, помните:
- Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля» (в таком случае всё внимание ребёнка будет сосредоточено на звуковысот-ной линии)
- Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребёнок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения
- Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо по-учить отдельно. Чтобы ребёнок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом (рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным ритмическим ри-сунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой-либо слог
- Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребёнка. Они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открываю-щийся рот
- Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в лёгких желательно до оконча-ния фразы, экономно расходуя его. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечой (дуйте на пламя как можно дольше, наблюдая, как оно при этом откло-няется в сторону) или с белыми пушинками-парашютиками знакомого всем оду-ванчика
- Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие, на 3-5 звуках, распевки
- Правильное положение корпуса ребёнка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. При та-ком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармо-нично настроены на процесс пения