Совершенствование двигательных навыков и воспитание психофизических качеств детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач физической культуры. Наивысшим показателем сформированности двигательного навыка является проявление ловкости, которая наиболее эффективно развивается в подвижных играх. Особое место в классификации подвижных игр отводится играм с элементами соревнования, к которым относятся игры-эстафеты. Лучший путь развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков,- это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных, часто меняющихся условиях. Этому требованию и отвечают игры-эстафеты, которые принадлежат к группе несюжетных подвижных игр с правилами и являются для детей наиболее увлекательной формой двигательной активности, т.к. ориентируют их на достижение определенной цели.
Игры-эстафеты эффективно влияют на развитие таких свойств ловкости, как согласованность (координация) движений, точность, быстрота, находчивость, способствуют развитию функции равновесия. Все игры-эстафеты составляются из движений, предусмотренных «Учебной программой дошкольного образования», т. е. выполнение их вполне доступно и интересно детям. Вместе с тем часто меняющееся расположение препятствий в играх, смена способов выполнения игровых заданий, введение дополнительных движений повышают интерес детей, стимулируют проявление различных свойств ловкости. Фактор соревнования создает особый эмоциональный фон, который усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Важно подчеркнуть, что победа команды в игре-эстафете может быть достигнута только при условии быстрого и ловкого выполнения задания каждым ее игроком на своем этапе.
Игры-эстафеты начинают проводятся со второго полугодия средней группы. На данном этапе содержание игр-эстафет составляют те физические упражнения, которые хорошо знакомы детям и находятся на этапе совершенствования техники.
В играх-эстафетах могут сочетаться самые разнообразные задания:
- пробежать и передать эстафету (усложнение – передать эстафетную палочку);
- пролезть в обруч (усложнение – правым или левым боком);
- пройти по скамейке сохраняя равновесие (усложнение – перешагивание через предметы);
- проползти в туннель (усложнение – проползти с мячом, попасть в цель, вернуться прыжками на двух ногах к стартовой черте;
- катиться на самокате, отталкиваясь правой ногой (усложнение - проехать между стойками змейкой) и т.д.
Содержание игр-эстафет составляют те физические упражнения, которые хорошо знакомы детям и находятся на этапе совершенствования техники. Организация игры-эстафеты начинается с предварительной работы, при планировании которой педагог руководствуется следующими положениями:
включает в ее содержание только те движения, которые хорошо усвоены детьми;
учитывает, что от количества и сложности заданий, длины дистанции, уровня физической подготовленности детей зависят величина и характер физической нагрузки;
принимает во внимание интересы детей, подбирает движения, которые занимательны, при этом посильны для детей;
организовывает игру-эстафету, ориентируясь на воспитание дружеских взаимоотношений между детьми с целью их нравственно-волевого поведения.