Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Правила проведения артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными, желательно 2 раза в день по 5-10 минут.
2. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз по 5-10 секунд.
3. Необходимо следить за качеством выполнения упражнений.
4. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в игровой форме.
5. Артикуляционные упражнения можно выполнять под счет, с хлопками, под музыку.
6. Не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.
7. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится.
Перед тем, как приступить к выполнению артикуляционной гимнастики рекомендуем вам провести упражнения для расслабления органов артикуляции.
Сначала нужно превратить язычок в лопаточку (широкий язычок лежит на нижней губе) и выполнить следующие движения:
- Язычок погладим ласково губами;
- А затем постучим бережно губами;
- Язычок погладим ласково зубами;
- Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами;
- И опять погладим ласково зубами;
- А потом похлопаем бережно губами;
- И в конце погладим ласково губами;
Упражнения артикуляционной гимнастики
1.Заборчик Зубы верхней челюсти стоят на зубах нижней, губы в улыбке. |
|
2. Блинчик Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. |
|
3.Часики Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. |
|
4.Горка Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. |
|
5.Грибок Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. |
|
6.Качели Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. |
|
7.Чашечка Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не касаться их. |
|
8.Вкусное варенье Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. |
|
9.Маляр Рот максимально открыть. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. |
|
10.Лошадка Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку. |
|
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!
Гастрономическая артикуляционная гимнастика
Если ваш ребенок не хочет выполнять традиционную артикуляционную гимнастику, предложите ему выполнить веселые артикуляционные упражнения со сладостями. Ваши сладкоежки будут в восторге!
1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.
3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!
4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.
8. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.
9. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.