АГРЕССИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Недостаток внимания и любви со стороны взрослых рождает у ребенка агрессивность. Проявления агрессии бывают разными: дети дерутся со сверстниками, обзывают их, грубят педагогам и родителям. Они будто провоцируют окружающих на ответную агрессию, «нарываясь» на неприятности.
Родители драчунов приходят в отчаяние от бесплодных попыток усмирить свое чадо и от бесконечных упреков и выяснения отношений с мамами и папами детей – жертв. Безусловно, этого ершистого, задиристого ребенка, являющегося источником бесконечных огорчений, очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее – понять. Причины агрессивного поведения могут быть разнообразны, иногда являясь врожденным качеством, следствием особенностей темперамента и нервной системы. Но гораздо чаще – отражением неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта у малыша, которого не научили адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят. Желая стать нужным и любимым, маленький человек ищет способы привлечения внимания сверстников и взрослых. К сожалению, эти поиски зачастую заканчиваются вовсе не так, как хотелось бы и самому малышу, и окружающим его людям. К тому же нередко оказывается, что модель агрессивного поведения он перенимает от кого-то из близких. Если в семье привыкли постоянно выяснять отношения на повышенных тонах и, возможно, в грубой форме, то нет ничего удивительного в том, что ребенок будет подражать родителям.
ПОДАВЛЯТЬ ИЛИ НЕ ЗАМЕЧАТЬ?
Исследования показали, что родители, подавляющие эмоциональные выбросы у своих детей (сила силу ломит), вопреки ожиданиям не устраняют, а, напротив, развивают чрезмерную агрессивность, которая в зрелые годы становится частью характера. Ребенок, вынужденный постоянно подавлять свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств, таких, как крапивница, псориаз, язва желудка, гипертония. Если же вовсе не обращать внимания на агрессивные реакции ребенка, то очень скоро он начнет считать, что такое поведение вполне дозволено. Тогда поначалу редкие и одиночные вспышки гнева постепенно и незаметно перерастут в постоянную и стойкую привычку подавлять окружающих. Негативное настроение должно иметь выход, но в социально приемлемой форме. Кто-то из взрослых в спокойной обстановке, и желательно в игровой форме, должен продемонстрировать малышу адекватные способы выражения протеста, тем самым указав ему пути поиска самовыражения.
КРИЧАЛКИ И ОБЗЫВАЛКИ.
Попробуйте в момент накала страстей, осознав, что ребенок кипит от испытываемого им протеста, помочь ему выразить чувства, исподволь навязав свои правила игры. Пусть он громко покричит. Глубокое дыхание и громкий звук способны снимать даже очень сильный стресс. Если ребенку хочется кого-нибудь стукнуть, то дайте ему в руки боксерскую грушу или выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушки. Можно поиграть в футбол, дартц. Или предложите, например, поиграть в обзывалки. Единственное условие – слова не должны быть обидными и иметь ругательный смысл в реальной жизни. А дальше по очереди обзывайте друг друга, сколько душе угодно: «А ты – морковка!», «А ты – мухомор!». Помните, в известной и всеми любимой комедии «Джентльмены удачи» - «редиска» - «плохой человек»? В процессе таких игр острота негативных эмоций, как правило, уходит, и все вообще заканчивается смехом. В конце игры обязательно скажите друг другу что-то приятное, например, «А ты – мамино солнышко!». Такая игра полезна не только для агрессивных, но и для не в меру обидчивых детей.
НАРИСУЙ ОБРАЗ ГНЕВА.
Вымещать свой гнев ребенок может не на соседе, а на листе бумаги. Как? Очень просто! Заведите «листок гнева». Это обычный лист бумаги, достаточно большой, на котором изображено какое-то чудовище. Хозяин листа может выместить на нем свои негативные эмоции, скомкав лист или разорвав его. Зачастую эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Нетрудно догадаться, что в этом случае они просто не понимают ни своих, ни чужих эмоций. Для тренировки можно нарисовать характерные рожицы с разными эмоциями, например выражающие радость, гнев, обиду, скуку, жалость, сострадание, злость и др. Вместе с ребенком подпишите эти «угаданные» эмоции под каждой рожицей и потом просите его время от времени, чтобы, глядя на листок, он показывал, какое у него в тот или иной момент состояние. Конечно же, подобные советы хороши для тех пап и мам, у которых еще не потерян контакт с ребенком, поэтому они могут своим примером научить, как реагировать в сложных ситуациях, не теряя контроль над собой. Если же ситуация вышла из-под контроля, если ребенок отказывается выполнять общепринятые правила, специально раздражает окружающих, нарочно старается вывести их из себя, винит в своих ошибках только других, то требуется профессиональная помощь психолога.