ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОМ
Консультация для родителей
Цели музыкального воспитания в детском саду – подвести ребёнка к восприятию музыки, показать ему, как можно взаимодействовать с музыкой, подготовить его к активной музыкальной деятельности в дальнейшем. Но если даже ребенку и не доведется в школе заниматься музыкой, то наши детсадовские занятия вполне можно рассматривать как общеподготовительные, поскольку они способствуют выработке качеств и способностей, которые, безусловно, пригодятся в школьные годы. Что же это за качества и способности? Это:
• слуховое внимание, внимание к звуку, к его особенностям;
• внимание к слову, проникновение в суть дела;
• внимание к окружающему миру (навыки наблюдения за природой, размышления о ней);
• владение интонационными возможностями речи;
• образное мышление;
• пространственное представление (геометрические линии и фигуры), навыки счета;
• богатство и тонкость эмоциональных реакций, подвижность ума и души; • двигательные навыки;
• культура движений;
• память – слуховая и зрительная;
• социальные навыки – через сотрудничество в игре и соблюдение ее правил;
• готовность к поиску творческих решений;
• умение концентрироваться и расслабляться.
Занятия музыкой, пением, танцами, театром помогают ребенку найти душевное равновесие, укрепляют его здоровье, развивают коммуникабельность. Особое, пристальное внимание уделяется развитию и укреплению ритмической системы ребенка, что является залогом успешной учебной деятельности на протяжении всех дальнейших школьных лет. Это перечисление достаточно показывает, как велико разнообразие педагогических возможностей, предоставляемых такими занятиями.
В отличие от программ подготовительных групп в детских музыкальных школах, где музыкальность ребенка развивается в целях подготовки его к обучению игре на музыкальном инструменте и к непременному усвоению основ музыкальной грамоты, наши занятия основываются на более широком понятии музыкальности. Речь идет о музыкальности, которая пригодится не только при обучении игре на инструменте или пению, но и при обучении родному и иностранному языкам, (где требуется острота слуха и умение различать звуки речи), математике (навыки музыкального ритма пригождаются при счете, развивают логическое мышление, танцевальные движения подводят к геометрическим понятиям).
Музыкальные занятия развивают понимание и чувствование явлений природы, культуру общения, исторический, географический, этнографический кругозор. На занятиях ребенок может вообще не петь, а долгое время только слушать песни. Время, когда он запоет, наступит само, не следует заставлять ребенка петь, тем более петь громко. Все, что произрастает в глубинах душ, - произрастает в тишине. ТИШИНА – вот то место, где можно что-то найти. Если детей не торопить, не добиваться и не ждать быстрого результата, то этот самый результата сам собой вдруг является, удивляя не только родителей. Но и педагога! Нередко, например, дети, которые не поют, рта, можно сказать, не открывают, в один прекрасный день начинают петь сразу совершенно чисто. А дети, внимание которых невозможно было привлечь к себе. Которые, кажется, и не глядели в твою сторону, всё, оказывается, помнят год спустя и подсказывают слова, которые другие забыли. А те, которые двигались так, что без слез не взглянешь (никогда не получая замечаний по этому поводу), и вы уже ничего не ждали от них, опять же вдруг, в самый неожиданный момент, становятся самыми грациозными и выразительными. Итак, терпение – самое ценное свойство педагога и родителей.