Обогащение детей в области изобразительного искусства и развития интереса к народным промыслам
Рисование, лепка, аппликация – едва не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. И неудивительно: деятельность эта позволяет ребенку отразить в образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к нему. Изобразительная деятельность является одним из средств подготовки ребенка к жизни.
Что собой представляет изобразительное творчество ребенка?
Это создание нового, значимого только для конкретного лица продукта. Именно путем рисования, наклеивания, лепки создает ребенок для себя. Общечеловеческой новизны и ценности детская работа не имеет. Но субъективная ценность детского творчества значительна. Ведь, создавая изображение, ребенок осмысливает качество изображаемого предмета или явления, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия.
В процессе творчества ребенок испытывает разнообразные чувства (радуется или огорчается при виде результатов своего труда, старается добиться результат или, наоборот, опускает руки), приобретает различные знания, новые изобразительные навыки и умения. При этом у ребенка уточняются и углубляются представления об окружающем мире, расширяются его творческие возможности и осознанные их исполнение. Все это весьма значимо для психического развития. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому.
Известно, что в своих рисунках, лепке дети отражают впечатление от окружающего их мира. Значит, чтобы ребенок смог что-то нарисовать или слепить, необходим какой-то жизненный опыт, багаж каких-либо представлений.
Задача педагога - целенаправленно формировать представления у детей путем специальных наблюдений, постепенно и последовательно развивать восприятие. Под руководством педагога дети должны увидеть художественные достоинства предмет, который им предстоит изображать, а не просто выделять его свойства (форму, строение, цвет). Иначе понятие «красивое» не приобретет в глазах детей конкретный смысл.
Но как это сделать? В нашем саду день за днем ведутся наблюдения в природе. Учим детей внимательно всматриваться, вслушиваться в окружающее, сосредоточивать взгляд подчас на мельчайших, но характерных деталях, явлениях. На таких «уроках созерцания» предлагаем, например, полюбоваться замершей сосулькой, переливающейся всеми цветами радуги под весенним солнцем, рассмотреть подвижных муравьев, красоту дубовых листьев, прислушаться к шуму дождя за окном. Мы даем возможность пофантазировать, представить, на что похожи облака, куда бежит ручеек, что он мог бы нам рассказать и так далее.
Постоянно обращаем внимание на развитие у детей внимательности, на умение вслушиваться вглядываться в окружающее.
Так постепенно ведется работа по накоплению у детей запаса представления, что составит базу для работ воображения. Получение представления обычно изменяются, комбинируются, складываются в новые образы. Чем богаче образы представления у детей, тем богаче и разнообразнее будут замыслы.
Следовательно, изобразительная деятельность должна основываться на впечатлениях окружающего мира. Чем богаче и разнообразнее жизнь малыша, тем больше впечатлений он получит, тем шире будет озеро, из которого ребенок будет черпать образы для творческой деятельности. А это, в свою очередь, будет способствовать воображению, без которого не может быть творчества в какой бы ни было художественной деятельности. Среди предметов, которые используются для наблюдения, важное место отводим народным ремеслам. У народного и детского творчества одна природа. Их роднят такие черты как непосредственность, простота, живость и богатство воображения, чувство радости, праздничности. Ведь многие народные мастера, как дети, работают без предварительных эскизов и планов. Художник заранее не создает композицию, а идет, как ребенок, от деталей.
Многие декоративные элементы, что используются народными мастерами при создании узоров, доступны детям дошкольного возраста. Дети без труда и с интересом воспринимают народное ремесло. Простая добрая и веселая народная игрушка, предметы обихода вызывают у детей чувство радости, восхищения, обогащает их художественными впечатлениями.
Знакомить детей с народными ремеслами начинали с простейших глиняных и деревянных игрушек. Знакомили детей раннего возраста.
На этом этапе педагогическая задача заключалась в том, чтобы вызвать интерес у маленьких детей к народной игрушке и положительное отношение к народным игрушкам. В тоже время народная игрушка способствует воспитанию любви к родному краю, природе, формирование образных представлений о своем народе и культуре.
Маленькие дети замечают лишь отдельные, наиболее яркие детали, которые их удивили: цветок, гребешок, дырочку и т д.
С возрастом дети обращают внимание не только на то, как украшена игрушка, но и на ее характер (грустная или веселая), из чего изготовлена, что в ней нравится. В пять-шесть лет дети уже с помощью вопросов определяют приемы и способы пластического изображения фигурки. Дети самостоятельно могут порассуждать и предположить, как мастер изготавливал игрушку.
В средней группе знакомим детей с другим видом народной пластики – белоруской керамикой. Это различные миски, жбаны, горшки, масленки и др.
Опять же знакомство начинается с обследования предмета. Обращая внимание на простоту формы, на плавные, спокойные линии контура, который подчеркивает красоту изделия.
Потом рассматриваем элементы декора. Обращаем внимание детей на простоту извилистых, узких и широких лилий, которые можно наносить кистью или стекой, иногда бывают несложные растительные элементы.
В заключение определяется основная цветовая гамма (коричневые, светло-коричневые, охристые тона в сочетание с черным, белым цветом и не яркой зелени).
В конце средней группы и в старшей знакомим детей с декоративной скульптурой. Но это сложный для восприятия предмет. Поэтому знакомство происходит в свободное от занятий время и с небольшой группой детей .
В процессе рассматривания стараемся донести детям живость и народность этих скульптур. Стараемся помочь увидеть выразительные средства, которые использовал художник, чтобы передать жизнерадостный или печальный характер персонажей. Работа по рассматриванию скульптуры обычно заканчивается сочинением небольшого коллективного рассказа о персонажах.
Народные промыслы на занятиях по изодеятельности не были ограничены только гончарством. Мы знакомим детей и с вышивкой, с соломоплетением, ткачеством, росписью сундучков.
Как бы ни был широк спектр народных ремесел, изучаемых в нашем детском саду, но всю работу, которую мы проводим с ними, можно условно разделить на пять этапов.
На первом этапе проводим накопление и систематизацию знаний у детей об особенностях этого ремесла, его выразительных средствах и значении в жизни людей. Основными педагогическими методами на этом этапе являются рассказ воспитателя об этом промысле, рассматривание изделий народных мастеров, художественно-дидактические игры, работы с альбомами для раскрашивания.
На втором этапе формируются представления об орнаменте, его назначении и выразительных возможностях. Основными методами является рассказ воспитателя об орнаменте, художественно-дидактические игры («Где народные умельцы узоры искали?»), работа с альбомами по раскрашиванию, беседа «Что украшают орнаментом?».
Третий этап: овладения грамотой декоративного изображения. Мы стараемся показать простейшие отдельные декоративные элемент, учим составлять простые узоры для украшения тканей, полотенец, росписи различных поверхностей. В качестве основных методов и приемов применяем: беседу «Как украшают вещи?», показ воспитателем способов рисования элементов узора и его построения, упражнения детей в дорисовке главных и дополнительных элементов узора, составления таблиц элементов росписей, работа с альбомом для раскрашивания.
Четвертый этап: овладение обобщенными способами действий в декоративном рисовании на основе принципов составления узора и украшения орнаментом предметов и их изображений. Основные методы и приемы: рассказ-консультация воспитателя («Как лучше украсить?», «Как можно составить узор?»), художественные дидактические игры «Мозаика», «Составь узор», «Придумай узор для …», «Сделай их красивыми», работа с альбомами для раскрашивания.
На пятом этапе формируется потребность в использовании декоративных элементов в предметном и сюжетном рисунке, чтоб обогатить рисунок эстетически. Тут уместны зарисовки с натуры, орнаментированных предметов, беседы по рисункам, работа с альбомами для раскрашивания.
Особо хочется сказать об эмоциональной обстановке на занятиях. Ведь творческие занятия требуют творческой непринужденной обстановки. Дети могут заниматься сидя или стоя за столами, перед мольбертами или доской, если необходимо по ходу работы, имеют возможность подойти поближе к образцу. Мы стремились создавать радостную атмосферу на занятиях на изодеятельности. Замечания всегда делаются доброжелательным тоном, не подавляя инициативы ребенка, а лишь подсказывая ему варианты выполнения работы.
Почти всегда на занятиях присутствуют игровые моменты, чтение стихов, музыкальное сопровождение, что-нибудь загадочное.
Всегда проявляем уважительное отношение к детским работам. Стараемся, как можно чаще устраивать выставки детских работ, украшаем наиболее удачными раздевалки – место, где чаще всего присутствуют родители.
В конце учебного года работы каждого ребенка сшиваем в один альбом и отдаем на память родителям. Ведь они первые воспитатели своих детей и первые помощники педагога. Поэтому стараемся, чтобы родители были хорошо осведомлены, какие занятия по искусству проводятся в детском саду.
В родительском уголке периодически устраиваем тематические стенды, в папке-передвижке собираем материал об эстетическом воспитании. Часто родители сами приносят в группу изделия народных промыслов.
Такая работа по изодеятельности в тесном контакте с родителями помогает нам, педагогам, более качественно воспитывать у детей чувство прекрасного и заодно решать задачу патриотического воспитания.