Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация " Сюжетно - ролевые игры дома"

Дата: 24 ноября 2020 в 19:37
316 просмотров

Сюжетно-ролевые игры учат ориентироваться в человеческих взаимоотношениях. В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

    Приведем несколько примеров самых любимых «семейных» детских игр. Каждая из них чему-то учит, что-то воспитывает и доставляет удовольствие.

Играем в «Семью»

    Это самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного семейного вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. Для начала распределите роли между всеми желающими. Причем папой может быть и 3-летний малыш, а «настоящая» мама может исполнять роль маленькой доченьки. Войти в роль помогут ролевые атрибуты: одежда, игрушки, личные вещи и т. д. Важно перед началом игры проговорить основные действиям той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, ремонтирует мебель, мастерит. Мама - хозяйка в доме, готовит еду, стирает, убирает, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. А еще в семье могут быть дедушка, бабушка, тетя, собака, кошка и т. д. В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную».

  «Маленькие помощники»

      Мамам знакома ситуация: домочадцы не помогают по дому, несколько раз надо просить убрать игрушки, выбросить конфетные обертки, сложить в шкаф книжки. Такую проблему и поможет разрешить эта игра.

     Цель…  Научить малыша выполнять ту или иную домашнюю работу; показать, что это не   только необходимо, но и интересно, ведь к каждой работе можно подходить весело и с фантазией. Что понадобится. Сюжетные картинки (можно из детских книжек), на которых изображены бытовые сценки, например: все члены семьи, помогают маме убирать квартиру, накрывать на стол, готовить обед, стирать белье. Также отберите соответствующие игрушки. Как играть… Распределите роли и разыграйте ситуации из жизни: стираем, убираем, гладим, варим суп, пылесосим и т.д.

"Приглашаем к столу"

      Часто приходится краснеть за своего ребёнка, когда он «некрасиво» ведёт себя за столом. Уж, казалось бы, сколько раз делали ему замечания, а он так ничего и не усвоил. Родители, помните: одно дело в 101-й раз услышать инструкцию, и совсем другое – разыграть ситуацию!

     Цель… Малыш запомнит названия предметов мебели, посуды, освоит понятия «справа», «слева», «большой», «маленький». Ребёнок почувствует себя самостоятельным, поймёт, как должен вести себя хозяин и как нужно вести себя в гостях. И, конечно же, будет учиться быть внимательным ко всем и быть внимательным самому.  Что понадобится… Стол и стулья (настоящие или игрушечные, для кукольной семьи). Скатерть, салфетки, посуда, чай, еда (но это не обязательно, можно играть «понарошку»).

     Как играть… Накрыть стол скатертью и сделать правильную сервировку. Распределить, где кто будет сидеть. Вежливо пригласить всех к столу, предложить угощение.

«Купание куклы»

      Очень часто малыши не любят купаться, мыть голову, переодеваться! Всегда уговоры, слёзы, «не хочу», «не буду». Но если дети побывают кукольными родителями, то больше эти капризы не повторятся.

     Цель… В первую очередь, дать малышу возможность проявить о ком-то заботу. Также ребёнок легко выучит названия разных туалетных принадлежностей.  Что понадобится... Куклы, которых можно намочить в воде (пупсы), таз, вода, мыло, мочалка, полотенце, халатик.

     Как играть.. Последовательно воссоздавать цепочку действий купания куклы: наливаем воду в таз, пробуем, не слишком ли горячая вода, раскладываем по местам мыло, полотенце, халатик. Когда всё готово, раздеваем куклу, погружаем в воду, трём мыльной мочалкой, ополаскиваем, вытираем, надеваем на неё халатик. Затем укладываем её спать и поём колыбельную.

     Ещё с малышами можно поиграть в такие сюжетно-ролевые игры, как «Завтрак куклы», «Утро в семье», «Семейный выходной», «Автобусная поездка», «Помогаем маме стирать бельё (мыть посуду)», «Большая уборка», «Лечим больного ребёнка», «День рождения куклы», «Мишка и кукла в детском саду» и т.д.

    Сюжетно-ролевые игры имеют ещё и психотерапевтическое значение. Например, если ребёнок боится воды, то игра «Купаем куклу» поможет справиться с этой проблемой. А малышу, который вечером с трудом засыпает, нужно предложить поиграть в игру «Кукла хочет спать». Если ребёнок боится докторов, а ему предстоит сдавать анализы, поиграйте с ним в поликлинику – так малыш подготовится к предстоящим процедурам. Фантазируйте, играя  вместе с ребёнком, и у вас всё получится!

Организация ролевой игры:

 - старайтесь постепенно усложнять игры, чтобы ребенок развивался.

- создайте домашнюю систему игр с ребенком. В одни игры играет папа, в другие мама, в какие-то бабушки, дедушки, а в некоторые рекомендуется играть всей семьей.

- старайтесь даже в ролевую игру вносить элементы соперничества. Дети, умеющие соревноваться, более дружелюбны.

- оказывайте внимание и уважение ко всем детским играм

- проявляйте инициативу и желание участвовать в игре.

- сопереживайте чувствам ребенка

- место для ролевой игры принципиального значения не имеет.

- игры должны периодически повторяться, чтобы ребенок понял, чему он научился.

Как родителям научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?

- до 3-х лет:
• Сначала ребенка знакомьте с предметами (например, кукла или машинка).
• Учите выполнять действия с этими предметами (куколку надо побаюкать, а машинку везти)
• Усложняйте правила игры, появляются несколько предметов и несколько действий: куклу сначала баюкают, затем укладывают в кровать (появляется второй предмет и второе действие), накрывают одеялом (появляется третий предмет и третье действие).
• У ребенка до трех лет еще не сформировалось свое «Я». Ребенок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. Хотя это еще не полноценная игра, а только ее начало – в игре отсутствует диалог.

- 3-4 года: 
• Чем больше ребенок будет знать предметов и действий с данным предметом, тем разнообразнее будут в дальнейшем его игры. А самих таких предметов (как и во взрослой жизни) может быть великое множество.
• В три-четыре года начинается возраст «почемучек». Ребенок часто задает новый вопрос, даже не дослушав ответ на предыдущий. Это связано с тем, что он интенсивно начинает познавать мир. Начинает интенсивно развиваться и играть.
• Ребенок начинает брать на себя роли, возникают непродолжительные диалоги. Игра остается непродолжительной по времени. Ребенок начинает комбинировать события. Например, девочка играет роль «мамы», а кукла – это ее «дочка». «Мама» накрыла на стол и тут входит настоящая мама, которая входит в роль «гостьи» с другой куклой «своей дочкой». «Гостья» вступает в диалог с «мамой», спрашивает о чем-то («как дела?»). «Мама» предлагает выпить вместе чай, так как у нее «накрыт стол». – Так возникают первые диалоги, и усложняется игра.

- 4-5 лет: 
• Становятся более развернутые сюжеты. У детей становится больше опыта, например, играя в больницу, у них уже ни один врач, который лечит, принимают «специалисты». Есть пациент(ы), медсестры.
• Как правило, ребенок уже вносит в игру свои предложения.
• Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру. Например, идет игра «в семью», тут же «в семье» может возникнуть ситуация – «ребенок заболел». Возникает следующий сюжет игры «Больница». А до «больницы» нужно «доехать», поэтому можно пригласить в игру «водителя скорой помощи».
• Активно развиваются ролевые диалоги.

- 5-7 лет:
• Развернутые сюжеты игр, детализация сюжетов. Дети вносят все больше и больше предложений в игру, поэтому игра становится продолжительней по времени и интересней по сюжету. Все события для игр дети берут из реальной жизни.

Роль родителей в игре

       Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая.

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

1. Игра не должна строиться на принуждении.

2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.

3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

     Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло. Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.

  Играйте вместе с детьми!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.