Игры и упражнения для детей для развития мелкой моторики рук
Игра "Котята".
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят, сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых. Покачиваем руками, не разъединяя их.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга
(от большого к мизинцу).
Игра "Это дом".
Дом я строю во вселенной.
Есть в нем крыша и антенна.
Есть в нем дверь, и есть окошко –
Пусть живет в нем наша кошка!
Материал: палочки счетные, картинка с изображением дома и схема выкладывания.
Усложнение: при выкладывании учитывать цвет предмета, по образцу предложить выложить кошку.
Выкладывание из палочек одноэтажного дома с окном, дверью, антенной.
Цель:
- учить действовать по представлению;
- продолжать формировать более тонкие дифференцировки при осуществлении подбора, соотнесения;
- учить собирать дом по графическому изображению (рисунку);
- развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.
Игра "Солнышко".
Вот, как солнышко встает
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется,
А под солнышком всем
Весело поется!
Солнце рано утречком поднималось,
Студеной водицею умывалось.
Протоптало солнышко сто дорожек!
Почему у солнышка столько ножек?
Цель: развивать общую координацию движений.
медленно поднимают руки вверх
медленно опускают руки
"фонарики"
хлопают в ладоши
руки поднимают вверх
делают движения руками "умываются"
идут друг за другом.
Игра "Кто в домике живет?".
Материал: домик, окошки открываются, внутри вставляются карточки, на которых нарисованы животные.
Цель: - развивать тактильные ощущения; - учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит результат действий, - обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление; - развивать мелкую моторику; - активизировать словарь: петушок, кошечка (др.)"большой – маленький".
Упражнение "Дом большой, дом маленький".
Цель: развивать координацию общих движений.
У петушка дом большой,
Ой, ой, ой!
А у кошки – маленький,
Ай, ай, ай!
Наш петушок пошел домой,
Ой, ой, ой!
Да и крошка кошечка.
Ай, ай, ай!
разводят руки через стороны – вверх
жалобно; приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками
идут, руки за спиной, с высоким подниманием колен
идут, выполняя плавные движения, имитирующие движение кошки.
Динамическое упражнение "Котята".
Цель: - развивать общую координацию движений; - учить выполнять движения в соответствии с текстом:
Как у нашей кошки,
Подросли ребята,
Подросли ребята,
Пушистые котята.
Спинки выгибают,
Хвостиком играют.
А у них на лапках
Острые царапки,
Длинные усищи,
Зеленые глазищи.
Очень любят умываться,
Лапкой ушки почесать
И животик полизать.
Улеглись на бочок
И свернулись в клубок,
А потом прогнули спинки,
Убежали из корзинки.
Дети изображают действия котят: горбят спинки и шипят; стоят на коленях, вытягивают руки вперед и шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки, имитируют умывание, чешут за ушками, "лижут" животик, прогибают спинку, разбегаются, бег в течение 30 секунд.
Упражнение с пальчиками «Мышка»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
"Хрум, хрум!" –
Что за шум?
Это мышка в норке
Хлебные ест корки
поскрести ногтями по столу, по коленям
сжимать пальцы в кулаки и разжимать их
потереть ладони друг о друга
Пальчиковая игра "Коготки"
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Точит кошка коготки,
Сидя на окошке.
Ах, какие же они
Острые у кошки!
Ах, какие у нее
Маленькие лапки!
В этих лапках до поры
Дремлют цап-царапки.
пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки
поглаживают ладони друг о друга
сжимают пальцы в кулачки, поворачивают кулачки вправо – влево.
Игра: "Мышка в норке, спряталась от кошки".
Материал: бумага тонкая цветная, игрушка (мышка, кошка).
Цель: - учить рвать бумагу пальцами на мелкие кусочки; - строить из кусочков бумаги "норку" для мышки, засыпая мышку бумажками; - развивать фантазию.
Упражнение: "Проложим дорожку из камешков" – лепка.
Материал: игрушка мышка, пластилин.
Цель: - вызывать интерес к простейшим действиям с материалами, пригодными для лепки; - учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их в поверхность дощечки для лепки.
Упражение-игра "Посыпаем дорожки" – (домашняя школа Монтессори).
Материал: красивое глубокое блюдце с чистым песком, пшеном, рисом, полоски бумаги.
Цель: - учить детей посыпать тремя пальцами песок (крупу); - развивать мелкую моторику пальцев Методические рекомендации: предложить посыпать "песком" (пшеном, рисом) дорожку на столе шириной 3-5 см; ограничить ее полосками бумаги. Дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок сыпать тремя пальцами (сложить их "щепоткой", не выходя за края дорожки.
Упражнение: "Мышка" –
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
"Хрум, хрум" –
Что за шум?
Это мышка в норке
Хлебные ест корки.
Выкладывание из палочек.
Упражнение: "Это мышка – обведи и нарисуй"
Материал: карандаш, фломастер, трафарет из картона или пластмассы силуэта мышки.
Обводка трафарета из толстого картона или трафарета мышки из пластмассы.
Цель: - развивать мелкую моторику пальцев; - учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения, использовать полученный образ (мышки) в изобразительной деятельности.
Пальчиковая игра "Цветок"
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
руки в вертикальном положении, ладони друг к другу,
развести пальцы и слегка округлить их
развести пальцы рук
ритмичные движения пальцами вместе – врозь
ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
Игра: "Каждому листочку – свое место"
Материал: карточки с листочками цветов
закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.
Цель: - осуществлять выбор контура листочка по образцу и проверять его примериванием; - продолжать различать цветы "такой – не такой"; - знакомить с названиями цветов; - учить действовать в соответствии со словесной инструкцией; - продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; - создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания.
Упражнение: "Волшебный цветок".
Материал: картинки с изображением сказочных декоративных цветов, таз с водой, салфетки, гуашь.
Над клумбой бабочка кружит,
Куда же сесть? Все не решит:
Цветочек каждый так хорош!
Какой красивей – не поймешь! Рисование
Цель: - продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования; - учить рисовать ладонью; - развивать воображение.
Игра: "Собери цветок"
Материал: на листе бумаги сделан цветок (аппликация, отдельно лепестки, поднос.
Цель: - формировать зрительно-двигательную координацию; - развивать зрительную ориентировку на форму предмета; - формировать практические способы ориентировки (метод проб); - вызывать интерес к своим действиям; - учить захватывать мелкие предметы (лепестки) пальцами; - формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.
Упражнение: "Красивый одуванчик»
Втыкание спичек в пластилиновый комочек.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Игра: "Выросли цветы".
Раз, два, три – выросли цветы,
К солнцу потянулись высоко, высоко!
Цветам тепло и хорошо!
Цель: развивать общую координацию движений.
медленно встать из положения сидя
поднять руки вверх, потянуться
обмахивают лицо руками
Игра «Сухой бассейн»
Цель:
- учить детей на ощупь находить предметы в гречке;
- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук зрительное восприятие.
Упражнение: «Ромашка»
Оснащение: нарисованная на
картоне ромашка с контурными
лепестками и желтой серединкой;
кусок глины или пластилина
белого цвета.
Я – цветок на длинной ножке,
С желтой серединкой.
А зовут меня – ромашка,
Белая кудряшка.
Цель:
- совершенствование работы указательного и большого пальцев; - развитиекоординации правой и левой руки;
- обучение основным техническим приемам лепки – раскатыванию «колбаски» из небольшого кусочка глины;
- развитие воображения;
- расширение словарного запаса ребенка.
Игра: «Готовим салат вместе с мамой»
Оснащение: овощи (помидор, огурец коробка с отверстиями с боков для правой и левой руки.
Цель:
- развитие тактильного восприятия (гладкий помидор, шершавый огурец);
- обогащение пассивного и активного словаря ребенка: «огурец», «помидор», «салат», шершавый, «гладкий», «режем», «готовим».
Упражнение: «Колокольчики»
Оснащение: картинка с изображением колокольчика, грецкий орех.
Ход игры.
Динь – динь.
Дни подряд
Колокольчики звенят.
Динь – динь – динь…
Динь – динь – динь…
Цель: расслабление кисти руки, развитие умения соблюдать ритм.
Игра: «Хоровод среди цветов»
Оснащение: грецкий орех.
Ход игры.
Вложить в ладони ребенка
грецкий орех попросить его
делать круговые движения в такт словам:
Вокруг розовых кустов,
Среди трав и цветов
Водим, водим хоровод.
Цель: развитие тактильного восприятия.
Игра: «Соберем гербарий»
Оснащение: цветы из бумаги (ромашки, колокольчики, спицы.
Усложнение задания возможно за счет нанизывания цветов, вырезанных из бумаги по контуру, в любой последовательности
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений.
Упражнение: «Следы»
Оснащение: пластилиновая «дорожка» (520 см); игрушечные (кошка, петух (заяц, медведь); картинка с изображением животных.
Цель:
- формирование контроля за мышечными ощущениями;
- воспроизведение алгоритма движений пальцев (указательного и
среднего попеременно, двух пальцев одновременно).
Игра: «Ваза для фруктов»
Оснащение: наборное полотно; мозаика; фрукты (яблоко, груша,
апельсин) или заменяющие их муляжи; ваза.
Цель:
- развитие мелкой моторики указательного и большого пальцев
ведущей руки ребенка;
- развитие умения выкладывать картинки по образцу;
активизация словаря: «яблоко», «груша», «апельсин», «фрукты»,
«ваза».
Игра: «Тюльпан – ромашка»
Оснащение: два листа картона (на одном контурная прорисовка
ромашки, на втором – тюльпана); белый шнур для выкладывания лепестков ромашки; красный шнур для выкладывания лепестков тюльпана; короткий кусок желтого шнура для выкладывания серединки ромашки; зеленый фломастер.
По полянке я шагаю
И цветочки собираю.
Белую ромашку – много лепестков.
Красненький тюльпанчик –
Шляпа, как тюрбанчик.
Цель:
- закрепление умения ребенка составлять узор из деталей (по образцу, по памяти);
- развитие моторной ловкости пальцев рук;
- развитие умения ребенка ориентироваться на листе бумаги;
- активизация словаря: «ромашка», «тюльпан», «цветы», «собираю».
Выложить из шнуров цветы по контуру.
Упражнение: «Дождик, дождик, лей, лей…»
Оснащение: наборное полотно, мозаика, нарисованная на листе бумаги дождевая капля.
Чтение стихотворение:
Дождик капнул на ладошку,
На цветы и на дорожку.
Льется, льется, ой-ой-ой!
Побежали мы домой.
Цель:
- развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания);
- развитие зрительного внимания;
- выработка умения выкладывать по образцу;
- активизация словаря: «дождик», «дорожка», «льется», «ладошка».