Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Игры и упражнения для детей для развития мелкой моторики рук

Дата: 18 октября 2021 в 10:27, Обновлено 18 октября 2021 в 11:25
223 просмотра

Игра "Котята".

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят, сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых. Покачиваем руками, не разъединяя их.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга

(от большого к мизинцу).

Игра "Это дом".

Дом я строю во вселенной.

Есть в нем крыша и антенна.

Есть в нем дверь, и есть окошко –

Пусть живет в нем наша кошка!

Материал: палочки счетные, картинка с изображением дома и схема выкладывания.

Усложнение: при выкладывании учитывать цвет предмета, по образцу предложить выложить кошку.

Выкладывание из палочек одноэтажного дома с окном, дверью, антенной.

Цель:

- учить действовать по представлению;

- продолжать формировать более тонкие дифференцировки при осуществлении подбора, соотнесения;

- учить собирать дом по графическому изображению (рисунку);

развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

Игра "Солнышко".

Вот, как солнышко встает

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо

Солнышко смеется,

А под солнышком всем

Весело поется!

Солнце рано утречком поднималось,

Студеной водицею умывалось.

Протоптало солнышко сто дорожек!

Почему у солнышка столько ножек?

Цельразвивать общую координацию движений.

медленно поднимают руки вверх

медленно опускают руки

"фонарики"

хлопают в ладоши

руки поднимают вверх

делают движения руками "умываются"

идут друг за другом.

Игра "Кто в домике живет?".

Материал: домик, окошки открываются, внутри вставляются карточки, на которых нарисованы животные.

Цель: - развивать тактильные ощущения; - учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит результат действий, - обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление; - развивать мелкую моторику; - активизировать словарь: петушок, кошечка (др.)"большой – маленький".

Упражнение "Дом большой, дом маленький".

Цельразвивать координацию общих движений.

У петушка дом большой,

Ой, ой, ой!

А у кошки – маленький,

Ай, ай, ай!

Наш петушок пошел домой,

Ой, ой, ой!

Да и крошка кошечка.

Ай, ай, ай!

разводят руки через стороны – вверх

жалобно; приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками

идут, руки за спиной, с высоким подниманием колен

идут, выполняя плавные движения, имитирующие движение кошки.

Динамическое упражнение "Котята". 

Цель: - развивать общую координацию движений; - учить выполнять движения в соответствии с текстом:

Как у нашей кошки,

Подросли ребята,

Подросли ребята,

Пушистые котята.

Спинки выгибают,

Хвостиком играют.

А у них на лапках

Острые царапки,

Длинные усищи,

Зеленые глазищи.

Очень любят умываться,

Лапкой ушки почесать

И животик полизать.

Улеглись на бочок

И свернулись в клубок,

А потом прогнули спинки,

Убежали из корзинки.

Дети изображают действия котят: горбят спинки и шипят; стоят на коленях, вытягивают руки вперед и шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки, имитируют умывание, чешут за ушками, "лижут" животик, прогибают спинку, разбегаются, бег в течение 30 секунд.

Упражнение с пальчиками «Мышка» 

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

"Хрум, хрум!" –

Что за шум?

Это мышка в норке

Хлебные ест корки

поскрести ногтями по столу, по коленям

сжимать пальцы в кулаки и разжимать их

потереть ладони друг о друга

Пальчиковая игра "Коготки" 

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Точит кошка коготки,

Сидя на окошке.

Ах, какие же они

Острые у кошки!

Ах, какие у нее

Маленькие лапки!

В этих лапках до поры

Дремлют цап-царапки.

пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки

поглаживают ладони друг о друга

сжимают пальцы в кулачки, поворачивают кулачки вправо – влево.

Игра: "Мышка в норке, спряталась от кошки".

Материал: бумага тонкая цветная, игрушка (мышка, кошка)

Цель: - учить рвать бумагу пальцами на мелкие кусочки; - строить из кусочков бумаги "норку" для мышки, засыпая мышку бумажками; - развивать фантазию.

Упражнение: "Проложим дорожку из камешков" – лепка.

Материал: игрушка мышка, пластилин.

Цель: - вызывать интерес к простейшим действиям с материалами, пригодными для лепки; - учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их в поверхность дощечки для лепки.

Упражение-игра "Посыпаем дорожки" – (домашняя школа Монтессори)

Материал: красивое глубокое блюдце с чистым песком, пшеном, рисом, полоски бумаги.

Цель: - учить детей посыпать тремя пальцами песок (крупу); - развивать мелкую моторику пальцев Методические рекомендации: предложить посыпать "песком" (пшеном, рисом) дорожку на столе шириной 3-5 см; ограничить ее полосками бумаги. Дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок сыпать тремя пальцами (сложить их "щепоткой", не выходя за края дорожки.

Упражнение: "Мышка" –

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

"Хрум, хрум" –

Что за шум?

Это мышка в норке

Хлебные ест корки.

Выкладывание из палочек. 

Упражнение: "Это мышка – обведи и нарисуй"

Материал: карандаш, фломастер, трафарет из картона или пластмассы силуэта мышки.

Обводка трафарета из толстого картона или трафарета мышки из пластмассы. 

Цель: - развивать мелкую моторику пальцев; - учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения, использовать полученный образ (мышки) в изобразительной деятельности.

Пальчиковая игра "Цветок"

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Цельразвивать мелкую моторику пальцев.

руки в вертикальном положении, ладони друг к другу,

развести пальцы и слегка округлить их

развести пальцы рук

ритмичные движения пальцами вместе – врозь

ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Игра: "Каждому листочку – свое место"

Материал: карточки с листочками цветов

закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки. 

Цель: - осуществлять выбор контура листочка по образцу и проверять его примериванием; - продолжать различать цветы "такой – не такой"; - знакомить с названиями цветов; - учить действовать в соответствии со словесной инструкцией; - продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; - создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания.

Упражнение: "Волшебный цветок".

Материал: картинки с изображением сказочных декоративных цветов, таз с водой, салфетки, гуашь.

Над клумбой бабочка кружит,

Куда же сесть? Все не решит:

Цветочек каждый так хорош!

Какой красивей – не поймешь! Рисование

Цель: - продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования; - учить рисовать ладонью; - развивать воображение.

Игра: "Собери цветок"

Материал: на листе бумаги сделан цветок (аппликация, отдельно лепестки, поднос.

Цель: - формировать зрительно-двигательную координацию; - развивать зрительную ориентировку на форму предмета; - формировать практические способы ориентировки (метод проб); - вызывать интерес к своим действиям; - учить захватывать мелкие предметы (лепестки) пальцами; - формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.

Упражнение: "Красивый одуванчик»

Втыкание спичек в пластилиновый комочек. 

Цельразвивать мелкую моторику пальцев.

Игра: "Выросли цветы".

Раз, два, три – выросли цветы,

К солнцу потянулись высоко, высоко!

Цветам тепло и хорошо!

Цельразвивать общую координацию движений.

медленно встать из положения сидя

поднять руки вверх, потянуться

обмахивают лицо руками

Игра «Сухой бассейн» 

Цель:

- учить детей на ощупь находить предметы в гречке;

развивать тактильные ощущениямелкую моторику пальцев рук зрительное восприятие.

Упражнение«Ромашка»

Оснащение: нарисованная на

картоне ромашка с контурными

лепестками и желтой серединкой;

кусок глины или пластилина

белого цвета.

Я – цветок на длинной ножке,

С желтой серединкой.

А зовут меня – ромашка,

Белая кудряшка.

Цель:

- совершенствование работы указательного и большого пальцев; - развитиекоординации правой и левой руки;

- обучение основным техническим приемам лепки – раскатыванию «колбаски» из небольшого кусочка глины;

развитие воображения;

- расширение словарного запаса ребенка.

Игра: «Готовим салат вместе с мамой»

Оснащение: овощи (помидор, огурец коробка с отверстиями с боков для правой и левой руки.

Цель:

развитие тактильного восприятия (гладкий помидор, шершавый огурец);

- обогащение пассивного и активного словаря ребенка: «огурец»«помидор»«салат», шершавый, «гладкий»«режем», «готовим».

Упражнение«Колокольчики»

Оснащение: картинка с изображением колокольчика, грецкий орех.

Ход игры.

Динь – динь.

Дни подряд

Колокольчики звенят.

Динь – динь – динь…

Динь – динь – динь… 

Цель: расслабление кисти руки, развитие умения соблюдать ритм.

Игра«Хоровод среди цветов»

Оснащение: грецкий орех.

Ход игры.

Вложить в ладони ребенка

грецкий орех попросить его

делать круговые движения в такт словам:

Вокруг розовых кустов,

Среди трав и цветов

Водим, водим хоровод. 

Цельразвитие тактильного восприятия.

Игра«Соберем гербарий»

Оснащение: цветы из бумаги (ромашки, колокольчики, спицы.

Усложнение задания возможно за счет нанизывания цветов, вырезанных из бумаги по контуру, в любой последовательности 

Цельразвитие мелкой моторики, координации движений.

Упражнение«Следы»

Оснащение: пластилиновая «дорожка» (520 см); игрушечные (кошка, петух (заяц, медведь); картинка с изображением животных.

Цель:

- формирование контроля за мышечными ощущениями;

- воспроизведение алгоритма движений пальцев (указательного и

среднего попеременно, двух пальцев одновременно).

Игра«Ваза для фруктов»

Оснащение: наборное полотно; мозаика; фрукты (яблоко, груша,

апельсин) или заменяющие их муляжи; ваза.

Цель:

развитие мелкой моторики указательного и большого пальцев

ведущей руки ребенка;

развитие умения выкладывать картинки по образцу;

активизация словаря«яблоко», «груша»«апельсин»«фрукты»,

«ваза».

Игра«Тюльпан – ромашка»

Оснащение: два листа картона (на одном контурная прорисовка

ромашки, на втором – тюльпана); белый шнур для выкладывания лепестков ромашки; красный шнур для выкладывания лепестков тюльпана; короткий кусок желтого шнура для выкладывания серединки ромашки; зеленый фломастер.

По полянке я шагаю

И цветочки собираю.

Белую ромашку – много лепестков.

Красненький тюльпанчик –

Шляпа, как тюрбанчик. 

Цель:

- закрепление умения ребенка составлять узор из деталей (по образцу, по памяти);

- развитие моторной ловкости пальцев рук;

- развитие умения ребенка ориентироваться на листе бумаги;

- активизация словаря«ромашка», «тюльпан»«цветы»«собираю».

Выложить из шнуров цветы по контуру.

Упражнение«Дождик, дождик, лей, лей…»

Оснащение: наборное полотно, мозаика, нарисованная на листе бумаги дождевая капля.

Чтение стихотворение:

Дождик капнул на ладошку,

На цветы и на дорожку.

Льется, льется, ой-ой-ой!

Побежали мы домой.

Цель:

развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания);

развитие зрительного внимания;

- выработка умения выкладывать по образцу;

- активизация словаря«дождик», «дорожка»«льется»«ладошка».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.