Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Дата: 29 ноября 2019 в 21:46, Обновлено 9 февраля 2022 в 10:19
312 просмотров

      Развитие фонематического слуха

у детей старшего дошкольного возраста

    Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

      Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т. е. умения выделять и различать речевые звуки. Для того, чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

      Поэтому важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух!

     С появлением ребенка на свет, эти звуки наполняют его мир: пение птиц и журчание воды, шум ветра и шелест листьев. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам. Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации.

    К пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но, и своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто проявляется в отказе от общения, от совместной деятельности. Кроме того, это обязательно сказывается на овладении чтением и письмом.

   Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке звуков и введении их в речь и одновременном развитии фонематического слуха. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи.

    Но даже если ребенок все звуки произносит верно, он часто не различает на слух некоторые из них, а это в свою очередь сильно затрудняет, а порой и искажает понимание речи, а также проявляется в ошибках на письме.

   Гораздо легче предупредить нарушение, нежели его исправлять. Так вот, работа по развитию фонематического слуха готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок и ведется в двух направлениях:

- развитие фонематического слуха;

- формирование навыка звукового анализа слов.

Игры на развитие фонематического слуха:

1. Определение наличия звука в слове:

- Назови игрушки, посуду, мебель, животных, в названиях которых есть звук…

- Магазин. Покупаем слова со звуком «С» (сахар, сыр, капуста, сметана, масло).

2. Вычисление звука в начале слова:

- Я знаю 5 слов на звук «С»: слон – раз, сад – два, сапоги – три, самолет – четыре, санки – пять.

- Буква потерялась. .ыба (рыба), .от (кот).

- Подарки на день рождения. Подарим подарки. Маше только на звук «М», Наташе только на звук «Н».

3. Вычленение звука в конце слова:

- Поймай последний звук в ладошку. Произнести слово, выделяя последний звук голосом «карандашшш». Какой звук поймал?

- Звуковая цепочка. Свяжем мы из слов цепочку, не дадим поставить точку. Назвать слово, выделяя последний звук, ребенок придумывает слово на последний звук: Слон – нос – сова – аист – ток.

4. Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные:

- Подарки Маше и Мише. Дарим Маше подарки на твердый «М» (мыло), а мише на мягкий «Мь» (мяч).

- Назови мягкую пару.

5. Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам:

- Угадай слово. Взрослый произносит слово по звукам: м..ы..ш..к..а, ль..и..с..а.

- Кто в домике живет? Выбрать животных, в названиях которых 3,4,5 звуков, поселить их в домики с 3,4,5 звуками..

6. Определение количества слогов в слове:

- Встречу слово по дороге – разобью его на слоги. Бросить мяч ребенку, называя слово. Ребенок произносит слово по слогам, отбивая слоги мячом.

- Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова. Взрослый произносит первый слог, ребенок добавяет вторую часть: Са – хар, ша – ры.

Еще больше информации по этому вопросу вы можете найти на этой странице  https://ddu98grodno.schools.by/pages/fonematicheskij-sluh-osnova-pravilnoj-rechi

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.